Занятие для детей старшей группы с ОНР III уровня. В ходе занятия дети учатся составлять предложения с предлогами в, на, под. Упражняются в употреблении предложно-падежных конструкций, образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, употреблении существительных родительного падежа, множественного числа. В занятие включены игры и упражнения оздоровительной направленности: массаж, дыхательные упражнение, а также упражнения для развития общей и мелкой моторики, психических процессов.
Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи.
Лексическая тема: Транспорт
Интеграция образовательных областей: Социально-коммуникативная, речевая, физическая, познавательная, художественно-эстетическая.
Программное содержание: Учить составлять предложения с предлогами в, на, под. Закреплять предложно-падежные конструкции. Упражнять в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, употреблении существительных родительного падежа, множественного числа. Развивать зрительное восприятие, внимание, память, координацию речи с движением, общую и мелкую моторику, вести профилактику дисграфии, вести оздоровительную работу. Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
Оборудование: Макет поезда; «карта»;схемы предлогов в, на, под; сюжетные картинки., картинки с изображением транспорта, реки, поля, города, домов, леса, моста.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Развитие внимания, памяти. Закрепление предложно-падежных конструкций.
Логопед: Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие в далёкие страны. Путь будет не близкий. Чтобы не заблудиться мы возьмём с собой карту. Посмотрите и запомните на чём мы поедем сначала, а на чём потом?
Дети: Сначала мы поедем на поезде, потом на машине, потом полетим на самолёте, а потом поплывём на лодке!
Логопед: Прежде чем отправиться в путь, давайте подумаем, что мы возьмём с собой?
Дети: Мы возьмём одежду, продукты, полотенце, мыло расчёску и т.д.
2. «Игра в поезд».
Закрепление предложно-падежных конструкций, дифференциация предлогов в, на, под.
Логопед: Вот как много разных вещей мы взяли с собой. В первом вагоне мы повезём вещи, про которые можно составить предложение со словом в. Во втором вагоне – вещи, про которые можно составить предложение со словом на, а в третьем – со словом под.
(Логопед показывает картинки. Дети придумывают предложение и помещают картинку в один из вагонов).
Дети: Мишка сидит в кресле. Ваза стоит на столе. Мяч лежит под стулом и т.д.
Логопед: Молодцы, ребята уложили багаж! Пора и самим занимать места в поезде.
3. Массаж спины «Паровоз».
Паровоз кричит: «Ду-ду!
Я иду, иду, иду!»
Дети встают друг за другом «паровозиком».
А вагоны стучат, а вагоны говорят:
«Так-так-так! Так-так-так!
Поколачивание кулачками.
Так-так-так! Так-так-так!»
Похлопывание ладошками.
4. Дыхательное упражнение «Паровозик».
Ходить на месте или по комнате, делая попеременные движения согнутыми в локтях руками и имитацией звука отходящего или останавливающегося поезда:«чух- чух-чух». Повторять в течение 20 – 30 секунд.
Логопед: Железная дорога закончилась. На чём поедем дальше? Кто запомнил?
Дети: Дальше поедем на машине.
5. Игра «Назови много».
Употребление существительных родительного падежа, множественного числа.
Логопед: Как много транспорта на улице. Чего много?
Дети: Много трамваев, много автобусов, много троллейбусов, много автомобилей.
Логопед: А вот и горы. Дальше полетим на самолёте.
6. Речь с движением «Самолёт».
Мы летаем высоко,
Мы летаем низко,
Мы летаем далеко,
Мы летаем близко.
Дети встают на носочки, руки поднимают вверх, затем садятся на корточки, разводят руки в стороны.
7. Игра «Назови ласково».
Упражнение в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Логопед: Самолёт летит высоко над землёй и если посмотреть в иллюминатор, то всё кажется очень маленьким. Назовите ласково: Река — …, поле — …, город — , дом — , лес — …, мост — …и т.д.
Логопед: Мы летели-летели и к морю прилетели. На чём мы будем путешествовать по морю?
Дети: По морю поплывём на лодочке.
8. Развитие мелкой моторики «Лодочка».
Долго лодочку качало.
Ветер стих, и лодка встала.
Дети поворачивают ладонь руки вверх, складывают пальцы «лодочкой» и плавно двигают кисть руки влево-вправо.
9. Игра «Чей силуэт?».
Развитие зрительного восприятия, профилактика дисграфии.
Логопед: Вода в море чистая, прозрачная. Посмотрите, чей там виден силуэт?
Дети: Силуэт дельфина, силуэт медузы, силуэт морского конька, силуэт рыбы, силуэт ракушки и т.д.
10. Итог занятия.
Логопед: Вот и закончилось наше путешествие. На чём мы путешествовали? На чём бы вы ещё хотели попутешествовать?
Баранникова О.Н.,
учитель-логопед