Конспект индивидуального логопедического занятия для ребенка с ТНР (ОНР I уровня) «В гостях у Заи»
Цель: активизация речевой деятельности.
Задачи:
1. Коррекционно-образовательные
- Расширять понимание ситуативной речи
- Формировать активный словарь существительных и глаголов
- Формировать звуко-слоговую структуру слов 1, 2, 3 класса
- Упражнять в умении объединять в одном предложении 2-3 слова
- Закреплять употребление глаголов повелительного наклонения «иди, ешь, неси»
2. Коррекционно-развивающие
- Активизировать коммуникативные возможности ребёнка
- Развивать слуховое восприятие и внимание как предпосылки формирование фонематического восприятия
- Развивать чувство ритма, мелкую моторику
3. Коррекционно-воспитательные
- Воспитывать интерес к логопедическим занятиям
- Воспитывать желание и потребность выражать свои мысли речью
Оборудование: игрушки: заяц, медведь, утка; муляжи и предметы: морковка, мед, зернышки, яблоко; массажные коврики, сухой пальчиковый бассейн, музыкальные игрушки, игрушечная мебель, музыка для ритмической игры, квадраты и кружки для визуально-ритмического ряда.
Ход занятия:
I. Орг.момент
Ребенок получает конверт с приглашением прийти в гости к Зае в сказочный лес.
- Чтобы туда попасть, нужно пройти по волшебной дорожке.(ребенок разувается, проходит по массажным коврикам двух цветов -красным и синим.Наступая на красный коврик нужно хлопнуть в ладоши над головой, наступая на синий-подпрыгнуть).Пока ребенок идёт по дорожкам, логопед спрашивает: «Ты идёшь?» Ребёнок отвечает фразой «Я иду».
II. — Посмотри, это кто тебя встречает? (Ответ ребенка: «Это( слово сопровождается указательным жестом) зая»)-Давай поздороваемся с Заей! (пожимают лапку, обнимают)
- Зая приготовил для тебя интересную игру, ты хочешь с ним поиграть?(игра «Что звучит ?» с муз. игрушками: барабаном, дудочкой, колокольчиком и металлофоном. Ребенок на слух определяет, какая игрушка звучала и играет на такой же.Сначала играют на одной игрушке, затем последовательно на двух, трех, а ребенок должен повторить услышанное со своим набором игрушек.)
- Зая говорит, что к нему должны прийти еще гости. Угадай, кто идет к Зае в гости? Раздается звук кряканья утки. (Ответ ребёнка: «Это утя»).
- Что-то ути не видно, она спряталась, давай поможем её найти! (Игра «Волшебный мешочек»: ребенок достает из мешочка разные игрушки и отвечает на вопрос: «Это Утя?» фразами «Нет, это лиса, это собака, это сова», «Да, это утя».Утку откладывают к зайцу, остальные игрушки убирают.
- К Зае еще один гость идёт. Раздаётся звук шагов и рычание медведя. (Ответ ребёнка: «Это миша»).
- Правильно, это миша(Показываем игрушку).Он идёт-идёт, никак не дойдет, давай для миши выложим дорожку, чтобы он скорее пришёл.(Игра «Продолжи ряд/дорожку» из пластиковых желтых кружочков и зеленых квадратов .После выкладывания, на фигурки накладывается действие руки — над кружком сжать кулак, над квадратом -показать ладошку.)
- Молодец, а теперь запомни и повтори-кружок -это «и», квадрат- «ди».( проговаривается ряд И-ДИ-И-ДИ-И-ДИ)
- Давай позовем мишу: «Миша, иди!»(Ребенок повторяет фразу и «ведет» игрушечного медведя по дорожке)
- Зая тоже хочет по дорожке пройти, давай и ему скажем «Зая, иди!»( аналогично проигрывается и проговаривается фраза со словом «утя»)
- Ну вот и собрались все гости. Давай рассадим их по местам.Посади заю на стул, мишу на лавку, утю на кроватку.(ребенок выполняет инструкцию и проговаривает фразу : «Миша(утя, зая), сиди!»)
- Давай поиграем в веселую музыкальную игру с нашими друзьями ( под муз. «Clap clap sound» выполняется ряд разнообразных движений руками и хлопков)
- Посмотри, сколько угощений на подносе. Ты догадался кто что любит кушать? (на подносе морковка, мед, зернышки).Угости всех, не забывай говорить «На, миша! На, утя! На, зая!»
III. Итог занятия
- Зая и для тебя угощение приготовил.Ты хочешь яблоко? ( ответ ребенка : «Я хочу»)
- Тебе понравилось играть с заей и его гостями?
Учитель-логопед Богданова М.В.