Краткая аннотация: индивидуальное логопедическое занятие по закреплению в словах, предложениях звука Л, составлено для детей старшего и подготовительного возраста. Все части занятия логически взаимосвязаны, главный персонаж вызывает интерес у ребенка, вносит разнообразие в логопедическое занятие. Конспект может пригодиться логопедам, родителям.
Конспект индивидуального занятия: Автоматизация звука Л в словах и предложениях.
Тип занятия:
- занятие по закреплению знаний, умений и навыков.
Цель:
- закрепление звука [л] в словах, предложениях.
Задачи:
- формировать умение правильного произношения звука [л] в словах, предложениях, добиваться четкого произношения этого звука в указанных позициях;
- активизировать словарный запас;
- научить ребенка составлять простое двусоставное предложение, простое распространенное предложение, осложненное однородными сказуемыми;
- формировать умение подбирать антонимы, образовывать существительные с уменьшительно-ласкательным суффиксом;
- развивать артикуляционную моторику;
- развивать внимание, память;
- развивать общую моторику ребенка;
- воспитывать языковое чутье, коммуникативные навыки.
Методы и приемы:
- практические методы: игра, упражнение;
- наглядные методы: наблюдение, рассматривание игрушек, картинок, действий;
- словесные методы: беседа.
- словесные приемы: словесный образец, пояснение, объяснение, указание, педагогическая оценка.
Оборудование:
- зеркало, кукла Алла, предметные картинки, предметы — лак, лопатка, пенал, бокал, платок, клубок.
Лингвистический материал:
- слова, предложения.
Место проведения занятия:
- логопедический кабинет.
Ход занятия
1. Организационный момент.
- К нам в гости пришла кукла Алла. Познакомься. Она поможет нам вспомнить слова, в которых есть «гудение самолета».
- Как гудит самолет?
2. Основная часть.
1) Выполнение артикуляционной гимнастики.
(Повторение старого материала: упражнения «Заборчик», «Лошадка», «Качели», «Дятел».)
- Покажи Алле, какой «Заборчик» ты умеешь строить во рту? Мы с Аллой считаем до десяти.
- Поцокай, как лошадка. Лошадка скачет к Алле. (Под счет до 10.)
- Алла любит кататься на качелях. Покажи, как твой язычок умеет кататься на качелях. (Под счет до 10.)
- Покажи Алле, как стучит дятел в лесу. Закончи. Молодец!
2) Игра «Скажи ласково».
- Алла-кукла, по сравнению с нами, она намного меньше. Поэтому про ее части тела мы будем говорить ласково, нежно.
У Аллы не голова, а головка.
У Аллы не глаза, а глазки.
У Аллы не лоб, а лобик.
У Аллы не волосы, а волосики.
У Аллы не плечо, а плечико.
У Аллы не локоть, а локоток.
3) Игра «Что делала Алла?»
- Перед тем как нам прийти, Алла многое успела сделать. Я тебе буду показывать, что она делала, а ты составляй предложения. Например, Алла села.
Алла спала.
Алла умывалась.
Алла чистила зубы.
Алла расчесывала волосы.
Алла ела.
Алла пила.
Алла шла.
3. Динамическая пауза «Кукла».
- Алла к нам долго шла и устала. Пусть она отдохнет, а мы встанем и поиграем.
Я хожу, хожу, хожу,
(ходьба с высоким подниманием колен)
Вдруг я куклу разбужу!
(полуприседание, удержание позы)
Кукле надо отдыхать, кукле хочется поспать.
(потягивание на носочках).
Я на цыпочках хожу, куклу я не разбужу.
И ни разу, и ни разу я словечка не скажу.
(руки на поясе, ходьба на носочках, проговаривание шепотом).
4. Продолжение основной коррекционной работы.
4) Игра «Находка»
- По дороге к нам Алла нашла много интересных предметов. Назови их по образцу.
Например, Алла шла, шла, шла, шла и лак нашла.
Алла шла, шла, шла и лопатку нашла.
Алла шла, шла, шла и пенал нашла.
Алла шла, шла, шла и бокал нашла.
Алла шла, шла, шла и платок нашла.
Алла шла, шла, шла и клубок нашла.
- Алла хочет посмотреть, какой ты внимательный. Она спрячет один предмет, а ты попробуй догадаться, что она спрятала.
5) Игра «Скажи наоборот».
- Алла придумала для тебя задание. Я произнесу начало предложения, а ты, опираясь на картинки, его продолжи.
Волшебник бывает добрый, а бывает…(злой).
Лошадь бывает черная, а бывает…(белая).
Стакан бывает пустой, а бывает …(полный).
Волосы бывают темные, а бывают…(светлые).
Человек бывает пожилой, а бывает…(молодой).
- Молодец, ты отлично справился с заданием.
5. Итог занятия.
- Какой звук часто произносили в словах? (Звук Л).
- Кукле Алле пора возвращаться домой. Мы с Аллой благодарим тебя за интересное занятие.
Литература:
- Баскакина И.В. Логопедические игры. Приключения Л. — М.: Айрис-пресс, 2007.
- Смирнова Л.Н. Логопедия. Играем со звуками. — М.: Мозаика-Синтез, 2004.
- Интернет-ресурсы.
Зиновьева Н.В.,
учитель-логопед