Поливода Надежда Михайловна,
учитель начальных классов,
учитель-логопед
Проблема развития связной речи у учащихся остаётся актуальной на сегодняшний день. Модернизация системы современного образования требует особого внимания к развитию речевой деятельности младших школьников. Овладение связной речью - необходимое условие формирования социально активной личности.
Приоритетной задачей развития связной речи младшего школьника является совершенствование монологической речи. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности: составление описательных рассказов о предметах, объектах и явлениях природы, пересказ литературных произведений, создание разных видов творческих рассказов, освоение форм речи-рассуждения (объяснительная речь, речь-доказательство, речь- планирование), а также изложение, сочинение рассказов по картине и серии сюжетных картинок.
Все вышеназванные виды речевой деятельности актуальны при работе над развитием связной речи детей.
Данная методическая разработка включает в себя такие направления:
1. Обогащение словаря
2. Развитие грамматического строя речи
3. Совершенствование умений и навыков построения связного высказывания.
Тема урока: «Весна»
Тип урока: Урок объяснения нового материала.
Форма урока: Урок – игра.
Цели урока:
1. Формировать навык согласования сущ. + прил., конструирования предложений по схеме;
2. Развивать связную речь учащихся, обогащать словарный запас по теме «Весна», развивать наблюдательность, умение делать выводы и обобщения на основе собственных наблюдений;
3. Воспитывать у учащихся любознательность, интерес к природе, стремление хорошо учиться.
Оборудование:
- для учителя – зеркало, предметные картинки (ведро, ель, сапоги ,носки, автобус; солнце, облака, птицы, снег), карточки-таблички со словами (весна; греет, светит, радует; острые, блестящие, прозрачные, безоблачное, чистое, голубое, сырой, грязный, рыхлый), набор карточек «Признаки весны», .
- для учащихся – зеркало, лист бумаги с текстом «Весна», сигнальные «карточки-настроения», ручки с синей пастой.
Программное обеспечение. Microsoft Office Word 2007.
Последовательность и продолжительность этапов урока:
Организационный момент – 1 мин.
Артикуляционная гимнастика – 5 мин.
Сообщение темы и цели урока – 2 мин.
Проверка домашнего задания – 3 мин.
Объяснение нового материала – 7 мин.
Физкультминутка – 2 мин.
Объяснение нового материала – 9 мин.
Закрепление нового материала –9 мин.
Подведение итогов – 2 мин.
Ход урока
Подготовка к началу урока (30 секунд до начала урока)
Учитель встречает детей у своего рабочего места, приглашая их занять свои места. В кабинете звучит негромкая музыка. Учащиеся проходят на свои места, приветствуют учителя.
I. Организационный момент (1 минута)
– Доброе утро, ребята. Улыбнитесь мне, улыбнитесь друг другу. Сейчас у нас с вами начинается урок. Присаживайтесь.
Дети наклоном головы приветствуют учителя и друг друга.
– Кто готов со мной работать, хочет узнать на уроке что-то новое, интересное – покажите сигнальными карточками.
Учащиеся поднимают сигнальные «карточки – настроение».
- Сегодня на уроке мы с вами будем работать по плану, который вы видите перед собой на доске. Давайте вместе прочитаем его.
Учащиеся хором читают план урока:
Артикуляционная гимнастика
Сообщение темы и цели урока
Проверка домашнего задания
Объяснение нового материала
Физкультминутка
Объяснение нового материала
Закрепление нового материала
Подведение итогов
Пояснение учителя к этапу урока: Этот приём позволяет учителю снять напряжение с учащихся, сконцентрировать их внимание на себе как основном объекте, предъявляющем информацию, спланировать свою дальнейшую деятельность.
II. Артикуляционная гимнастика (5 минут)
- Ребята, давайте подготовим ваш артикуляционный аппарат к работе. Поставьте перед собой свои зеркала.
Дети готовят свои зеркала к работе.
Выполняем следующие упражнения:
• Улыбочка/трубочка
• Упражнение на чередование: лопаточка/ иголочка /чашечка
• Маляр
• Лошадка
• Почистим верхние зубки
• Почистим нижние зубки
• Качели
• Индюк
Дети последовательно выполняют упражнения, предлагаемые учителем.
Пояснение учителя к этапу урока: Этот этап позволяет подготовить артикуляционный аппарат учащихся к работе.
III. Сообщение темы и цели урока (2 минуты)
- Сегодня мы переходим к изучению новой темы. А тема сегодняшнего урока зашифрована на доске.
- Попробуйте расшифровать тему. Для этого вам необходимо выполнить следующее задание.
На доске вывешены картинки: ведро, ель, сапоги, носки, автобус.
- По первым звукам в словах нужно составить слово, которое будет обозначать тему нашего занятия.
- Кто смог расшифровать тему урока?
- Итак, тема сегодняшнего урока «Весна».
На доске появляется название темы урока, которая будет дополнятся элементами по ходу урока.
- Весна. Давайте хором произнесем это слово.
Дети хором проговаривают слово весна.
– Сегодня на уроке мы поговорим о том, какие изменения происходят в природе с приходом весны и постараемся составить картину и рассказ о весне. Представьте, что доска – это наш альбомный лист, на котором мы попробуем нарисовать чудесную весеннюю картину.
Пояснение учителя к этапу урока: Учитель должен постараться своей деятельностью заинтересовать ребят, вызвать у них желание вспомнить признаки весны и создать совместными усилиями весеннюю картину.
IV. Проверка домашнего задания (3 минуты)
– Ребята, с чего начинается весна? Давайте вспомним самые первые признаки весны?
Ученики выдвигают свои варианты ответов, а учитель подкрепляет их ответы карточками, располагая их на доске.
• День стал длиннее и светлее.
• Днём стало пригревать солнышко.
• Воздух стал теплее.
• Снег чернеет и оседает.
• Появляются сосульки.
Пояснение учителя к этапу урока: Этот этап урока позволяет учителю выяснить степень подготовленности учащихся.
V. Объяснение нового материала (16 минут)
– Ребята, а отчего зависят все эти признаки весны? Что является причиной всех этих изменений?
Ученики выдвигают свои варианты ответов. (Причиной всех этих изменений является солнце).
- Вот мы и поместим солнышко первым на нашу картину.
Учитель прикрепляет солнце на магнитную доску.
- Итак, мы назвали первые признаки весны, которые происходят в неживой природе. И всё это происходит благодаря солнышку. Солнце поднимается выше, отсюда день становится длиннее, светлее, теплее.
- А сейчас я предлагаю поиграть в игру «Продолжи фразу».
Солнце
• Ласковое, как…
• Круглое, как…
• Тёплое, как…
• Золотое, как…
• Яркое, как…
Ученики выдвигают свои варианты ответов, начиная свой ответ со слова «солнце».
- А теперь кто больше назовёт «слов-действий». Солнце что делает?
На доске появляется карточка со словами : греет, светит, радует).
- Ребята, давайте составим красивое предложение о солнышке.
Учитель выслушивает 2-3 варианта ответов.
VI. Физкультминутка ( 2 минуты)
Гимнастика для глаз (комплекс упражнений).
– Ребята, отгадайте загадку:
Это что за потолок?
То он низок, то высок,
То он сер, то беловат,
То чуть-чуть голубоват.
А порой такой красивый
Кружевной и синий-синий!
Учитель выслушивает 2-3 варианта ответов. (Это небо).
На доске появляется ещё одна картинка-опора (облако).
- А теперь кто больше назовёт «слов-признаков». Какое может быть небо?
На доске появляется карточка со словами: безоблачное, чистое, голубое).
- Ребята, давайте составим красивое предложение о весеннем небе, используя наши слова-опоры.
Ученики выдвигают свои варианты ответов. Ответы принимаются только полные.
- Игра «Бывает ли так?». Я говорю фразу, а вы отвечаете: бывает ли так?
- Весной, мы с ребятами сделали из снега горку и стали кататься.
- Наступила весна, с крыш домов свисают сосульки.
- Назовите, пожалуйста, «слова-признаки», сосульки какие?
На доске появляется карточка со словами: блестящие, острые, прозрачные).
- О ком мы ещё не сказали? Верно, о птицах.
Учитель прикрепляет птиц на магнитную доску.
- А что делают птицы с приходом весны?
У вас на столах лежат карточки, на которых написаны действия. Выберите правильные ответы.
Весной птицы:
- вьют гнёзда
-улетают на юг
-выводят птенцов
-прилетают из тёплых стран
-Ребята, отгадайте, о чём мы будем говорить, если в этом слове 4 буквы: первая – «эс», последняя-«гэ».
Верно, это снег.
Учитель прикрепляет снег на магнитную доску.
- Какой снег бывает весной?
На доске появляется карточка со словами: сырой, грязный, рыхлый).
- Итак, мы с вами создали весеннюю картину. Давайте попробуем составить рассказ о весне, опираясь на нашу картину и слова-опоры.
- Сейчас мы проверим, что вы запомнили на сегодняшнем уроке. Для этого вам нужно взять карточки с текстом и дополнить его теми словами, которые мы использовали сегодня на уроке.
Текст.
Наступает весна. День начинает заметно прибывать. С каждым днём _______ ______всё сильнее и _______ . Весной небо _______ и _______. С крыш домов свисают _______ , _________ и _________ сосульки. Снег становится _________, _________ и _________. По дорожкам ________ ручейки. Из тёплых стран вернулись ________.
VIII. Подведение итогов (2 минуты)
- Ребята, чем мы занимались сегодня на уроке?
Мы закрепляли признаки весны, отгадывали загадки, подбирали «слова-признаки» и « слова-действия», составляли рассказ о весне.
- Ребята, покажите сигнальными «карточками — настроения» как вы работали на уроке, добились ли цели урока.
Самооценка учащихся.
- Я считаю, что сегодня на уроке вы все хорошо работали. Я хочу сказать, что все вы молодцы!
Эмоциональное состояние учащихся поднимается.
- Ребята, что вам сегодня на уроке понравилось, что не понравилось?
Дети высказываются о своих впечатлениях.
Пояснение учителя к этапу урока: На данном этапе рефлексивно закрепляется настрой учащихся на урок. Это делается в связи с тем, что им предлагается продолжить работу, а, следовательно, сохранить позитив начала учебной деятельности. Нацеливание на последующую деятельность позволяет развить у учащихся интерес ко всей теме, к предмету в целом, а не к отдельному предмету.