Конспект урока разработан для дифференциации звуков [С - СЬ] в слогах, словах и предложениях. Расширять словарный запас. Развивать фонематический слух. Данное занятие предназначено для детей с нарушениями в устной и письменной речи в 1 классе.
Технологическая карта логопедического занятия
Ф.И.О. учителя-логопеда |
Демидова Галина Николаевна | |||||
Группа (класс, логопедическое заключение) |
1классЛогопедическое заключение: ФФНР | |||||
Тема урока |
Дифференциация С-СЬ в устной и письменной речи. | |||||
Тип урока |
Обобщения и систематизации знаний и умений | |||||
Используемые технологии |
Технология поэтапного формирования умственных действий |
|||||
Цель занятия |
Формирование у учащихся умений различать звуки, оппозиционные по твердости — мягкости. | |||||
Задачи |
Образовательные |
Коррекционно-развивающие |
Воспитательные |
|||
Предполагается, что к окончанию занятия учащиеся будут:- дифференцировать понятия «твердый звук», «слово», «мягкий звук»;
- формировать навыки синтеза односложных слов;
|
Способствовать развитию умений: — обобщать полученные знания, проводить сравнение, делать выводы;- развивать фонематическое восприятие на основе упражнений в выделении звуков.
Обеспечить ситуации, способствующие развитию умений и навыков работы с текстом, выделять главное, характерное; - для развития умений грамотно, точно, четко выражать свои мысли. |
Создать условия, обеспечивающие положительный интерес к изучаемой теме.Способствовать созданию условий обеспечивающих:
- формирование у учеников навыков самоконтроля; - овладение необходимыми навыками самостоятельной учебной деятельности. Формировать установки на здоровый образ жизни и реализации в реальном поведении. |
||||
Универсальные учебные действия |
Личностные УУД: | Регулятивные УУД: | Коммуникативные УУД: | Познавательные УУД: | ||
- формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.- создать условия для воспитания положительного интереса к изучаемому предмету.
|
- развивать умение высказывать свое предположение;- учить принимать и сохранять учебную задачу.
|
- развивать умение слушать и понимать других;- учитывать в сотрудничестве отличные от собственных позиции других людей.
|
- развивать умение находить и структурировать информацию;- развивать умения представлять информацию и извлекать ее из таблиц;
- на основе анализа объектов делать выводы, обобщать, классифицировать по признакам; - находить ответы в ходе рассуждений. |
|||
Необходимое оборудование и материалы |
Компьютер.Презентация по теме урока. Рабочая тетрадь «Коррекция акустической дисграфии» | |||||
Организационная структура логопедического занятия
Этап |
Длительность этапа |
Методы и приемы работы |
Формы организации деятельности учащихся |
Деятельность |
Деятельность обучающихся |
||||||||
I Этап Мотивации. Организацион ный момент. |
- создать условия для возникновения у учащихся внутренней потребности включения в учебный процесс;- формировать установки на здоровый образ жизни и реализации в реальном поведении;
- создание ситуации успеха, путем предоставления права выбора |
||||||||||||
3 минуты |
Показ образца выполнения упражнения | Фронтальная | - Здравствуйте, ребята и гости! Сейчас я улыбнусь Вам, а Вы улыбнетесь мне и улыбнетесь друг другу. Как хорошо, что сегодня здесь с нами гости. Они пришли посмотреть, как Вы умеете работать. Они приветливы и добры, а мы спокойны и сосредоточены. Мы все здоровы! - Пожалуйста, сделайте глубокий вдох через нос. Представьте, что Вы вдыхаете в себя свежесть, доброту и красоту сегодняшнего дня! Теперь выдохните. И последний раз – вдох и выдох. Молодцы. - Давайте начнем наше занятие. Всё ль на месте, Всё ль в порядке, Ручки, книжки и тетрадки? Каждый день – всегда, везде, На уроке и в игре Смело, чётко говорим, И красиво все сидим.- Начиная наше занятие, давайте повторим правило правильного письма.Каждый день, садясь писать, нужно думать, рассуждать, Слушать звук внимательно, писать буквы правильно. - Ребята, давайте сделаем артикуляционную гимнастику, чтобы правильно произносить все звуки. Возьмите зеркала, выполняем гимнастику для языка. Артикуляционная гимнастика: Дыхательная гимнастика: «Пузырики»: |
Здравствуйте.Дети повторяют.
Выполняют артикуляционную гимнастику Выполняют дыхательную гимнастику.
|
|||||||||
II. Этап Актуализации знаний и постановка проблемы. |
- актуализировать изученные способы действий, достаточные для построения нового знания и их обобщение (воспроизводят и фиксируют ЗУН, необходимые для построения нового знания);- закреплять полученные знания о характеристике звуков. | ||||||||||||
Длительность этапа |
Методы и приемы работы |
Формы организации деятельности учащихся |
Деятельность |
Деятельность обучающихся |
|||||||||
5 мин |
Практические |
Фронтальная |
1. Определить тему занятия нам помогут загадки:- Меня прозвали «мышеловкой» Да никакой-нибудь — ночной. Мышей в ночи ловлю я ловко, Лечу под утро на покой? - С желтой грудкой у окошка, - Кто это? - Какой первый звук вы услышали в слове сова, синица? Определите тему занятия - Как вы думаете, о каких звуках мы сегодня будем говорить? - Правильно, сегодня будем произносить звуки [c-с'] в слогах, словах, предложении. - Какие задачи мы поставим на сегодняшнем уроке? - Давайте уточним артикуляцию звуков [c-с'] и их характеристики. - Посмотрите на картинку. Артикуляция звуков [с] — [с']. Губы — в улыбке. Зубы — почти сомкнуты. Язык — широкий, кончик упирается в нижние резцы, спинка выгнута, посередине её проходит желобок, боковые края прикасаются к верхним коренным зубам. Струя выдыхаемого воздуха-холодная. Мягкое нёбо — поднято. Голосовые складки — разомкнуты, не вибрируют. Звук [с] — согласный, твёрдый, глухой. — А теперь произнесём звук [с']. Спинка языка дополнительно приподнята, весь язык больше, кончик языка сильнее упирается в нижние резцы. Звук [с'] — согласный, мягкий, глухой. - Ребята, возьмите зеркала, произнесите звуки [c-с']. - Откройте тетради, запишите число и тему занятия. |
- Сова- Синица
- Птицы. - [с] - [с] — [с']. - Различить звук [с] — [с']. - Научиться различать звуки [С - СЬ] на слух и обозначение мягкости на письме. - Показывают артикуляцию звуков [c-с']. - На незаконченный круг, на месяц. - Записывают число, тему урока. |
|||||||||
III. Этап Включение в систему знаний. Объяснения (добывания нового знания).
|
- осознание того, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.- фиксация места, на котором возникло затруднение, соотношение своих действий на этом месте с изученными способами и определение, какого знания или умения им недостает для решения затруднения
- развитие фонематического восприятия |
||||||||||||
Длительность этапа |
Методы и приемы работы |
Формы организации деятельности учащихся |
Деятельность
|
Деятельность обучающихся |
|||||||||
15 мин | Практические:устные, письменные.
|
Фронтальная | Закрепления знаний, умений и навыков. - Для чего нам важно различать звуки и уметь их обозначать на письме?- Правильно обозначать на письме твёрдость и мягкость звуков- А как они обозначаются? Работа со звуками и буквой. -Что мы научились делать, выполняя это задание? - Оцените свою работу. Возьмите лист оценки, найдите задание № 1. Поставите смайлик с улыбкой, если у вас все получилось. Кто допустил ошибку, поставите грустный смайлик. Развитие фонематического слуха, внимания. - Возьми карточку в нижнем левом углу. -Что мы научились делать, выполняя это задание? - Оцените свою работу. Возьмите лист оценки, найдите задание № 1. Поставите смайлик с улыбкой, если у вас все получилось. Кто допустил ошибку, поставите грустный смайлик. Работа со слогами. - Возьми карточку в нижнем правом углу. - Чтение прямых и обратных слогов: 1. со, ос, се, ес, сё, ёс, са, ас, сы, ыс, си, ис, ся, яс, сэ, эс, сю, юс. -Что мы научились делать, выполняя это задание? - Оцените свою работу. Возьмите лист оценки, найдите задание № 2. Поставите смайлик с улыбкой, если у вас все получилось. Кто допустил ошибку, поставите грустный смайлик. Дифференциация [с] и [с’] в словах. - Возьми карточку в нижнем правом углу. Игра «Четвертый лишний». - Назовите лишнюю картинку? - Сорока, соловей, снегирь, ласточка - Почему, ласточка? - Как назовем, одним словом? - Стул, кресло, стол, скамейка - Почему, кресло? - Как назовем, одним словом? - Поросята, лисята, лосята, рысь - Почему, рысь? - Как назовем, одним словом? -Чему мы научились, выполняя эту работу? - Оцените свою работу. |
- Обозначать на письме твёрдость и мягкость звуков.- Твёрдость и мягкость обозначаем последующей буквой.
- Берет карточку. - В слове сосулька я услышал два твёрдых звука [С] в первом и втором слогах, на письме обозначил буквой С. В слове сосед я обозначил звук [СЬ] буквой С и следующей гласной второго ряда Е; в слове смесь я обозначил звук [С] в первом слоге буквой С, звук [СЬ] в конце слова буквой С и мягким знаком; в слове сёстры я обозначила звук [СЬ] буквой С и следующей гласной второго ряда Ё, второй звук [С] твёрдый, обозначил буквой С; - Научились, мягкость на письме согласного звука обозначать гласными второго ряда и мягким знаком. Берет карточку. - Учились различать звуки [c-с'] на слух. Читают слоги. - Учились читать слоги и отличать по твердости, мягкости. Берет картинку. - Ласточка - В слове сорока, соловей, снегирь звук [с] в начале слова. В слове ласточка звук [с] в середине слова. - Птицы. - Кресло - В слове стул, стол, скамейка звук [с] в начале слова. В слове кресло звук [с] в середине слова. - Мебель - В слове поросята, лисята, лосята звук [с'] в середине слова. В слове рысь звук [с'] в конце слова. - Животные. - нос, пёс, кокос, колесо, коса, поднос, ананас, куст, насос. - Научились определять звук [c-с'] в начале, середине, конце слова. - Научились изменять слова. |
|||||||||
IV. Этап Физминутка |
- формировать установки на здоровый образ жизни и реализации в реальном поведении;- способствовать смене видов деятельногсти, месту обучающихся (по возможности) | ||||||||||||
Длительность этапа |
Методы и приемы работы |
Формы организации деятельности учащихся |
Деятельность |
Деятельность обучающихся |
|||||||||
3 мин |
Показ образца выполнения упражнения, ИКТ | групповая | Ах ты, совушка-сова, Ты большая голова! Ты на дереве сидела, Головою всё вертела. Во траву свалилася, В ямку покатилася. |
И.п. основная стойка. Руки на плечи, круговые движения Руки на затылок, наклоны влево, вправо; Высокое поднимание колен; Повороты головы влево, вправо; Глубокий наклон вперёд; 2 приседания. |
|||||||||
V. Этап Закрепления, проговаривания во внешней речи |
- усвоение нового способа действия;- выполняют в форме коммуникативного взаимодействия (фронтально, в группах, в парах) типовые задания на новый способ действий;
- проговаривание выполнения вслух - выработка способности самостоятельного адекватного реагирования - развитие речевых умений и логического мышления |
||||||||||||
Длительность этапа |
Методы и приемы работы |
Формы организации деятельности учащихся |
Деятельность |
Деятельность обучающихся |
|||||||||
15 мин |
- Практические: сопоставление, выбор правильных формулировок- Наглядно-демонстрационные:
- По уровню самостоятельности: после объяснения задания |
парная |
Работа со словосочетаниями. - Возьми карточку посередине. Выборочная запись словосочетаний в тетрадях. -Чему мы научились, выполняя эту работу? - Оцените свою работу. Работа над предложением. Составите предложения по картинкам. - Посмотрите на картинку - Где сидит сова? - В какое время суток сидит сова на ветке? - Где сидит синица? - В какое время суток сидит синица. - Соедините эти два предложения в одно. Работа в тетради. - Как будете писать предложение? С какой буквы начнёте? Почему? |
Берет карточку.- Сердитый пес, ананасовый сок, синий василёк, усатый сом, сливовый сад, седой дедуся.
- Сердитый пёс. - Усатый сом - Седой дедуся - Учились составлять словосочетание из слов. - Сова сидит на ветке. - Сова сидит на ветке ночью. Дети первого ряда повторяют хором. - Синица сидит на ветке. - Синица сидит на ветке днем. Дети второго ряда повторяют хором. - Сова сидит на ветке ночью, а синица днем. Дети списывают в тетради составленные предложения, вставляя пропущенную букву С. Сова сидит на ветке. Синица сидит на ветке днем. Сова сидит на ветке ночью, а синица днем. - Предложение пишется с большой буквы. |
|||||||||
VI. Итог урока.Рефлексия учебной деятельности.
|
- формировать адекватное понимание причин успешности/неуспешности учебной деятельности;- формировать адекватную самооценку на основе критериев «хорошего ученика». | ||||||||||||
Длительность этапа |
Методы и приемы работы |
Формы организации деятельности учащихся |
Деятельность |
Деятельность обучающихся |
|||||||||
2 мин |
аналитико-синтетические | фронтальная | - Наше занятие подходит к концу, поранемножко отдохнуть. Поиграем в игру
«Совы, синицы». - Сейчас мы разделимся на две команды совы и синицы. Наступает ночь, синицы спят, совы летают и произносят звук [с]. День совы спят, синицы летают и произносят звук [с'] - С какими звуками мы сегодня работали? - Дайте характеристику звуку [с] - Дайте характеристику звуку [с'] - Что делали на занятии? - Все ли задания тебе удалось выполнить? |
- Со звуками [с], [с']- Звук [с] — согласный, твёрдый, глухой.
- Звук [с']-согласный, мягкий, глухой. - Да. |
|||||||||
Демидова Г.Н.,
учитель-логопед