Конспект логопедического занятия с ребенком после КИ на 2 году обучения
С появлением в нашем ДОУ ребенка с КИ, передо мной встал вопрос о выстраивании коррекционной логопедической помощи данному ребенку. На момент поступления у ребенка наблюдалось нарушение моторной сферы, слабое поверхностное дыхание, нарушения слуховой памяти и внимания. Ребенок откликается на имя, может произносить некоторые слова контурно, он слышит, но не всегда понимает обращенную речь. Мальчик повторяет слово, но неправильно показывает предмет, обозначаемый словом, хотя оно ему знакомо. У ре-бенка наблюдаются нарушения непроизвольного и произвольного слухового внимания. На занятии проявляется высокая утомляемость при слуховой нагрузке.
При оказании помощи ребенку с КИ в после операционной слухоречевой реабилитации главным приоритетом стало:
• Научить мальчика анализировать речь и другие звуки.
• Научить произносить разные звуки речи и соединять их в слова и предложения.
• Развивать навыки общения и взаимодействия с окружающими людьми.
• Развивать языковую систему, память, мышление и внимание.
• Развивать общие представления об окружающем мире.
• Развивать эмоционально-волевые качества, доводить дело до конца.
Из-за того, что звуки и речь, передаваемые КИ, искажены, дети и после обучения слышат не так четко, как нормально слышащие дети. Это приводит к тому, что процесс слушания требует от них напряжения, они плохо понимают речь в шумных условиях. Имплантируемому ребенку задания нужно давать индивидуально и обращаться только к нему, чтобы привлечь слуховое внимание. Нарушение слухового внимания, трудности в запоминании речевого материала связаны с тем, что до операции слуховые центры мозга не получали информацию и не развивались.
Вашему вниманию предлагаю конспект индивидуального логопедического занятия с ребенком после КИ на 2 году обучения.
Наше занятие начинается с приветствия друг друга. Далее предлагаем ребенку определить правую и левую руки, учим ориентироваться в пространстве. На этапе развития силы выдоха вводим упражнения на дыхание. Следующий этап занятия – развитие слухового внимания, далее на занятии идет закрепление пройденного материала (Знакомых гласных, согласных букв, чтение логотомов.) В течение всего занятия следим за артикуляцией ребенка. Он должен видеть нас. Обязательно хвалить!
Обязательной частью занятия является развитие фонематического слуха, в данном случае мы учились различать звуки Ц и Ч.
Индивидуальное логопедическое занятие с ребенком с сенсоневральной тугоухостью (после кохлеарной имплантации) в старшей группе
Этапы занятия | Учебные и развивающие задачи | Содержание |
«Приветствие». | - создать положительный настрой на организованную деятельность; | Обратить внимание на гостей, поприветствовать их. |
Игра с пальчиками
«Ручку ручкою погладим» |
- развитие мелкой моторики | Ручку ручкою погладим,
(глади ладонь о ладонь) Пальчик пальчиком потрем. (перекрест пальцев рук, трем пальчики о пальчики) Отдохнем совсем немножко, (сжимать и разжимать кулаки) А потом опять начнем. |
Развитие дыхания «Ветерок» | -развивать силу выдоха, целенаправленную струю воздуха | Саша возьми вертушку. Подуй сильно.
(Ребенок дует на вертушку, добиваясь того, чтобы она завертелась) |
Различение односложных слов
(игра «Послушай и покажи ) |
- развивать слуховое и зрительное восприятие; слуховую память через проговаривание односложных слов в заданной последовательности; |
- Саша, послушай и покажи
(Педагог называет слова: гриб, стол, лист, круг, хлеб, торт. Ребенок внимательно слушает, находит карточку с заданным словом) |
Развитие фонематического слуха | - формировать навык выделения заданного звука в словах
- подвести эмоциональный итог занятию. |
-Слушай «У». Покажи карточки, где услышишь «У»
(мяч, утка, курица, гриб, гном, дом, улитка, кит) ребенок определяет на слух наличие заданного звука в словах |
Физминутка | Развитие общей моторики, чувства ритма и слухового восприятия | -Услышишь звук — иди.
(ребенок двигается под звуки бубна, останавливается, если бубен перестает звучать) |
Работа в тетради «Послушай и обведи» | -развивать зрительное восприятие; закреплять графический образ буквы, обводить ее карандашом;
- развивать слуховое восприятие с помощью двухступенчатой инструкции. |
-Послушай и обведи букву «А», «У», «М», «П», «И», «С»
(ребенок обводит карандашом заданную букву) |
Чтение логотомов | - закрепить умение сливать слоги (логотомы) | -Саша, прочитай: (слоги СА,СУ, СЫ и т.д) |
Различение часто используемых слов и простых фраз (глаголы) | - закрепить умение называть (узнавать) действия: сидит, спит | -Повтори за мной: кот сидит, мишка сидит, тетя сидит и т.д. |
Итог | Вызвать позитивное отношение к занятию | Педагог хвалит малыша |
Важно на занятиях стимулировать ребенка произносить и повторять любые звуки, развивать дыхание (силу и длительность выдоха), можно петь, кричать, активизировать органы артикуляции и развивать мелкую моторику.
В работе использую большой объем картинок, предметов, игрушек, всевозможные лото. Сначала показываем карточку и произносим название предмета (МЯЧ, ЛУК и т.д.) Затем включаем в занятия ЛОТО + развиваем зрительное внимание, память, восприятие.
Использую альбомы, пособия с картинками с простыми в произношении словами. Обязательно вводим в речь короткие слова: ДАЙ, НА, СТОЙ, ИДИ и другие. Используем прием многократного повторения коротких слов с показом предметов БУХ. Вызываем любые звукоподражания.
Возможно применение технологии глобального чтения. Таким образом, мы помогаем ребенку овладеть значением слов и накоплению словаря. После включения речевого процессора эта работа продолжается с активным вовлечением слухового анализатора.
Учитель-логопед
Людмила Александровна Ушенина