Обследование дошкольников с ОНР 3 уровня речевого развития включает речевую карту и карту наблюдения за речевым развитием ребенка.
Речевая карта обследования дошкольников с ОНР Ш отражает специфику указанного речевого нарушения и позволяет оптимизировать процесс обследования в условиях дошкольного учреждения в старшей и подготовительной к школе группах.
Одновременно с заполнением речевой карты, составлением коррекционной программы заполняется карта наблюдения за речевым развитием ребенка, позволяющая проследить динамику развития и коррекции основных компонентов речи. Оценивается в баллах.
Таким образом, оценка результатов диагностики речевого развития детей представлена и в качественных, и в количественных характеристиках, что удобно для обобщения и анализа полученных данных и отслеживания результативности логопедической работы.
Речевая карта (ОНР 3 уровень)
1. ФАМИЛИЯ, ИМЯ РЕБЕНКА:
ДАТА РОЖДЕНИЯ:
ДОМАШНИЙ АДРЕС:
ИЗ КАКОГО Д/С ПРИБЫЛ:
ДАТА ПОСТУПЛЕНИЯ В ЛОГОПЕДИЧЕСКУЮ ГРУППУ (дата, № протокола МПК, от какого числа):
ДИАГНОЗ ГОРОДСКОЙ МПК:
СВЕДЕНИЯ О СЕМЬЕ
МАТЬ:
ОТЕЦ:
РЕЧЬ РОДИТЕЛЕЙ:
НАСЛЕДСТВЕННЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ:
ОБЩИЙ АНАМНЕЗ:
- От какой беременности ребенок?
- Характер беременности (падения, травмы, токсикоз, артериальная гипертония, психозы, инфекционные заболевания и др.)
- Как протекали роды (досрочные, срочные, быстрые, стремительные, обезвоженные и т.д.)
- Когда закричал?
- Наблюдалась ли асфиксия? (белая, синяя)
- Резус-фактор (отрицательный, совместимость)
- Вес и рост ребенка при рождении:
- Вскармливание (когда принесли кормить, как взял грудь, как и сколько сосал, наблюдались ли срыгивания, поперхивания и пр.)
- Когда выписали из роддома, если задержали, почему?
РАННЕЕ ПСИХОМОТОРНОЕ РАЗВИТИЕ.
- Когда стал держать головку?
- Когда стал сидеть?
- Когда стал ходить?
- К году зубов:
Перенесенные заболевания (инфекции, ушибы, травмы головы, судороги при высокой температуре):
- до года:
- после года:
РЕЧЕВОЙ АНАМНЕЗ.
- Гуление:
- Лепет:
- Первые слова, их характеристика:
- Фразовая речь:
- Не прерывалось ли речевое развитие?
- Речь в настоящее время: использование жестов, речевая активность, понимание речи окружающих.
- Отношение к своей речи:
- Речевая среда:
- Занимался с логопедом, где, сколько, результат:
- Не занимался.
ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОМОТОРИКИ.
1. ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕЙ МОТОРИКИ:
- Наличие леворукости, амбидекстрии:
2. МИМИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ: (правильное выполнение мимических поз, мимическая картина нечеткая, движение не удается, синкинезии).
3. СОСТОЯНИЕ ПАЛЬЧИКОВОЙ И РУЧНОЙ МОТОРИКИ:
Выполнить по подражанию и под счет:
- пальцы сжать в кулак и разжать (5-6 раз).
- разъединить пальцы — соединить вместе (5-6 раз).
- игровое упражнение «Здравствуй пальчик».
- показать 2 и 3 пальцы на правой, левой руке.
- показать 2 и 5 пальцы на правой, левой руке.
- на обеих руках одновременно положить 2-ые пальцы на 3-и, и наоборот 3-и на 2-ые.
- навыки работы с карандашом.
ВЫПОЛНЕНИЕ:
- Плавное, точное и одновременное выполнение проб;
- Напряженность, скованность движений;
- Нарушение темпа выполнения движений;
- Невыполнение.
СОСТОЯНИЕ ЗРЕНИЯ:
СЛУХА:
3. ВОСПРИЯТИЕ И ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ РИТМОВ, простучать ритмический рисунок:
1 1 1, 11 1, 11 11, 1 11, 1 111, 1 11 1
Отметить:
- правильное выполнение;
- ошибки (повторение в ускоренном замедленном темпе, нарушает количество элементов)
4. ИССЛЕДОВАНИЕ НЕРЕЧЕВЫХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ:
- ориентировка в схеме тела
- складывание картинок из частей (3-5)
- представление о цветах:
- формах (круг, квадрат, овал. треугольник, прямоугольник):
- установление последовательности событий (3-4 картинки):
5. ПОНИМАНИЕ РЕЧИ ОКРУЖАЮЩИХ:
Выполнение 2-3 поручений в заданной последовательности.
Понимание сложноподчиненных предложений:
- Лена потеряла карандаш, который был у Вовы. Чей это был карандаш?
- Петя пошел в кино после того, как прочитал книгу.
- Что он сделал раньше: пошел в кино или прочитал книгу?
- Собака бежит за мальчиком. Кто бежит первый?
ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ.
1. СОСТОЯНИЕ РЕЧЕВОЙ МОТОРИКИ:
а) Строение артикуляционного аппарата:
- губы:
- зубы:
- небо:
- язык (толстый, маленький, с укороченной уздечкой):
- прикус (прогнатия, прогения, открытый боковой прикус, открытый передний прикус):
б) Подвижность артикуляционного аппарата:
- подвижность губ (смычка, оскал, вытягивание вперед):
- подвижность языка (вперед — назад, вверх — вниз, вправо — влево, распластывание языка, узкий язык, трубочка, удержание языка):
- подвижность мягкого неба:
Отметить: тонус (нормальный, напряжение, вялость,чрезмерное напряжение).
- активность (нормальная,заторможенность, расторможенность).
- объем движений (полный, неполный).
- длительность (способность удержания органа в заданном положении в течение 5 секунд).
- замена одного движения другим.
- переключение синкинезии.
2. ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ.
ЗВУКИ |
ХАРАКТЕР ПРОИЗНОШЕНИЯ ЗВУКОВ | |||
ИЗОЛИРОВАННО |
В СЛОГАХ |
В СЛОВАХ |
ВО ФРАЗАХ |
|
гласные | ||||
мягкие и твердые согласные | ||||
звонкие и глухие | ||||
йотированные | ||||
Б — П — М | ||||
В — Ф | ||||
Д — Т- Н | ||||
К — Г — Х | ||||
С | ||||
С | ||||
З | ||||
З | ||||
Ц | ||||
Ш | ||||
Ж | ||||
Щ | ||||
Ч | ||||
Л | ||||
Л | ||||
Р | ||||
Р |
**Подготовительная группа: продолжить работу над:
3. ОСОБЕННОСТИ ПРОСОДИКИ:
4. ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ ЗВУКО-СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА.
Старшая группа:
самолет
скворец
фотограф
микстура
парашютист
погремушка
комбинезон
аквариум
гимнаст
Сестренка развешивает простыни.
Водопроводчик чинит водопровод.
Парашютисты готовятся к прыжку.
Подготовительная группа:
тротуар
ткачиха
фотоаппарат
экскаватор
регулировщик
парикмахер
Волосы подстригают в парикмахерской.
Регулировщик стоит на перекрестке.
У фотографа фотоаппарат со вспышкой.
5. СОСТОЯНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА.
* а) повторить:
па-ба ба-па ба-ба-па бок – бак — бык
ка-га га-ка ка-га-ка кот – тот — тук
да-та та-да да-та-да а у о и а о у
б) показать картинки:
крыса — крыша
усы — уши
бочка — почка
коса — коза
уши — ужи
уточка — удочка
трава — дрова
игра — игла
мышка — мишка
хор- хорь
** а) Дифференциация звуков на слух по картинкам
глухие — звонкие:
твердые – мягкие:
свистящие – шипящие, Р – Л:
б)- выделение ударного гласного из начала слова:
- выделение согласного из начала слова:
- выделение конечного согласного:
- выделение гласного из середины слова:
- выделение ударного гласного из конца слова:
- звуковой анализ и синтез обратных слогов:
- анализ и синтез прямых слогов:
6. СЛОВАРЬ. СЛОВООБРАЗОВАНИЕ.
ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ
* а) Назвать предметы по темам:
игрушки
посуда
мебель
одежда
обувь
части тела
животные
растения
Люди разных профессий:
продавец повар врач учитель водитель (шофер)
летчик дворник портниха (швея) художник строитель
* б) Назвать части предметов и показать:
стул (сиденье, спинка, ножки)
чайник (донышко, носик, крышка)
дерево (ствол, ветви, листья, почки, кора, корни)
в) Назвать детенышей животных:
у кошки -
у белки -
у зайца -
у медведя -
у лисы -
у лошади -
у собаки -
у свиньи -
у овцы -
у коровы -
г) у зайчат мама — (зайчиха)
у слонят мама — (слониха)
у волчат мама — (волчица)
у крольчат мама — (крольчиха)
у ослят мама — (ослица)
у верблюжат мама — (верблюдица)
д) Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
* старшая группа ** подгот. группа
собака — изба — лужа — колесо -
шапка — трава — болото — зверь -
окно — пирог — метель — сосна -
ковер — гнездо — утюг — одеяло -
лоб — лист — воробей — голубь -
брат — часы — хлеб — друг -
** подготовит. группа:
е) Назвать детали одежды:
детали обуви:
детали мебели:
ГЛАГОЛ
* а) Назвать действия: шьет вышивает вяжет чистит подметает режет мнет отрывает
** продает покупает красит учит лечит
*б) Кто как передвигается? Щука ласточка кузнечик змея.
*в) Кто как голос подает? Корова свинья собака тигр лягушка ворона комар петух мышь
г) Образование глаголов с приставками:
** Мальчик в дом (входит) из дома (выходит)
к дому (подходит) от дома (отходит)
вокруг дома (обходит) через дорогу (переходит)
Через дорогу змея (переползает) заяц (перебегает) птица (перелетает)
ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ
* а) подобрать определения к словам:
соль (соленая)
конфеты
лимон
лук
лиса
небо
дома
солнце
погода
б) подбор антонимов:
* большой — маленький
чистый — грязный
горячий — холодный
тяжелый — легкий
старый — молодой
новый — старый
** высокий — низкий
широкий — узкий
длинный — короткий
толстый — тонкий
первый — последний
быстрый — медленный
светлый — темный
здоровый — больной
веселый — грустный
твердый — мягкий
глубокий — мелкий
в)** подготовительная группа: Образование относительных прилагательных:
Рукавички из кожи:
из меха:
из шерсти:
Лес из елей:
мед из липы:
стена из кирпичей:
чашки из фарфора:
домик изо льда:
суп из рыбы:
г)** подготовительная группа: Образование притяжательных прилагательных:
Хвост чей?
у собаки -
у лисы -
у рыбы -
Уши чьи?
у зайца -
у медведя -
у рыси -
д) Образование причастий: **
Какой получается картофель, если его:
жарят:
варят:
парят:
сушат:
морозят:
тушат:
пекут:
е) Сравнительная степень прилагательных: **
длиннее короче толще тоньше выше
слаще горче кислее тяжелее легче
7. ОБСЛЕДОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ.
* а) образование множественного числа существительных в именительном падеже:
стол -
дерево -
ухо -
воробей -
лист -
окно -
стул -
рукав -
кольцо -
лев -
глаз -
рот -
** письмо -
гнездо -
зерно -
бревно -
крыло -
сын -
перо -
колесо -
друг -
весло -
пень -
сук -
*б) существительное множественного числа в родительном падеже:
в зоопарке много…
*в) Согласование прилатательых с существительными множественного числа в различных падежах (на материале детенышей животных):
Кто у кого? (маленькие мышата, пуховые крольчата)
Кого нет?
Кому лакомства?
Кто с кем?
Заботится о ком?
г) Согласование числительных ОДИН, ОДНО, ОДНА, ОДНИ с существительными:
(одно) ведро
(один) мальчик
(одна) девочка
(одни) санки
пальто
кубик
дверь
ножницы
д) согласование числительных ДВЕ, ДВА, ПЯТЬ с существительными:
палец
ведро
коза
олень
** е) согласование числительных с существительными и прилагательными:
(2,10): сладкий арбуз
вкусное пирожное
деревянные санки (1-5):
острые ножницы (1-5):
ж) употребление предлогов в речи:
*в, на, под, с, у, к, из, около, за, над:
** из-под, из-за, между, перед, через:
8. СВЯЗНАЯ РЕЧЬ.
* Старшая группа (пересказ):
«Солнышко садится»
Летним вечером Ваня с дедушкой пошли купаться к речке. Ваня говорит дедушке: «А ведь солнышко тоже купается». «Нет — говорит дедушка, — солнышко не купается. Оно, как в зеркале в воде отражается».
…
** Подготовительная группа.
Составление рассказа по серии сюжетных картинок:
…
УТОЧНЕННЫЙ ДИАГНОЗ:
Обследование для старшей группы *
Обследование для подготовительной группы **
Карта наблюдения за речевым развитием ребенка
ПАРАМЕТРЫ ОБСЛЕДОВАНИЯ |
УСПЕШНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ В БАЛЛАХ |
|||
АРТИКУЛЯТОРНАЯ МОТОРИКА | ||||
МЕЛКАЯ МОТОРИКА | ||||
ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ | ||||
СЛОГОВАЯ СТРУКТУРА СЛОВА | ||||
СЛОВАРЬ, СЛОВООБРАЗОВАНИЕ | ||||
ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ | ||||
СВЯЗНАЯ РЕЧЬ | ||||
СУКЦЕССИВНЫЕ ФУНКЦИИ | ||||
СОСТОЯНИЕ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ | ||||
ДАТА |
Параметры оценки речевого развития ребенка
1 – 2 балла – низкий уровень.
3 – 4 балла – ниже среднего, навык еще не сформирован.
5 – 6 баллов – навык в развитии, владеет не в полной мере, требует помощи.
7-8 баллов – ребенок пользуется знаниями при умеренной помощи взрослого.
9 – 10 баллов – навык устойчиво развит.
Дудкова Анна Оскаровна,
учитель-логопед,
МБДОУ центр развития ребенка –
детский сад № 8 «Салют»,
г. Смоленск