Вашему представлена презентация для выступления на методическом объединении учителей-логопедов на тему «Деятельность учителя-логопеда по реализации инновационных направлений в современной системе образования. Компьютерные технологии».
В данном материале раскрывается вопрос о понятии «педагогическая технология», как наука, исследующая рациональные пути обучения, в частности, коррекционные образовательные технологии, применяемые в соей работе логопедом. Наиболее полно освещаются неоспоримые преимущества компьютерных технологий в работе с детьми, имеющими нарушения в речевом развитии.
Презентация
(СЛАЙД №2).
Содержание образования обогащается:
- новыми процессуальными умениями;
- развитием способностей оперированием информацией;
- творческим решением проблем науки с акцентом на индивидуализацию образовательных программ.
Традиционные способы информации – устная и письменная речь, телефонная и радиосвязь уступают место компьютерным средствам обучения, использованию телекоммуникационных сетей глобального масштаба.
Важнейшей составляющей педагогического процесса становится личностно- ориентированное взаимодействие учителя с учениками.
Увеличивается роль науки в создании педагогических технологий, адекватных уровню общественного знания.
В российском образовании провозглашен сегодня принцип вариативности, который дает возможность педагогическим коллективам учебных заведений выбирать и конструировать педагогический процесс по любой модели, включая авторские.
(СЛАЙД №3)
Таким образом, в этих условиях педагогу, руководителю (технологу учебного процесса) необходимо ориентироваться в широком спектре современных инновационных технологий, идей, школ, направлений, не тратить время на открытие уже известного. Сегодня быть педагогически грамотным специалистом нельзя без изучения всего обширного арсенала образовательных технологий.
В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие педагогической технологии. Однако в его понимании и употреблении существуют большие разночтения.
(СЛАЙД №4)
Технология — это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).
Педагогическая технология — совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т.Лихачев).
Педагогическая технология — это описание процесса достижения планируемых результатов обучения (И.П.Волков).
Педагогическая технология — это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (В.М.Монахов).
Можно сказать, что педагогическая технология является содержательным обобщением, вбирающим в себя смыслы всех определений различных авторов (источников).
Таким образом, педагогическая технология функционирует и в качестве науки, исследующей наиболее рациональные пути обучения, и в качестве системы способов и принципов, применяемых в обучении, и в качестве реального процесса обучения.
Перед вами, классификации образовательных технологий (СЛАЙД №5).
(СЛАЙД №6)
«Нельзя выучить педагогические технологии и стать педагогом», — сказал А.А.Леонтьев.
Поэтому, когда мы говорим о новых педагогических технологиях, нужно иметь в виду, что применять их необходимо творчески, базируясь на основных принципах и положениях, характеризующих данную технологию, но одновременно ориентируясь на культурную ситуацию, с которой приходится сталкиваться педагогу, а также особенности собственной личности и личностей своих учеников.
(СЛАЙД №7)
Ученики, с которыми работают логопеды, чаще относятся к категории слабоуспевающих ребят. Часть таких детей (особенно, дети с ОНР) характеризуется определенными особенностями интеллектуальной деятельности: сниженной познавательной активностью, отсутствием интереса и сосредоточенности при выполнении задания, неумением контролировать свои действия.
Дети не всегда могут чётко проанализировать инструкцию, спланировать свои действия в соответствии с заданием.
Поэтому, мы ведём речь о коррекционных технологиях, в частности, о собственно коррекционных технологиях. Их применение позволяет ребёнку догнать в развитии сверстников, если присутствует некоторое отставание в подготовке учащегося.
(СЛАЙД №8)
Нарушения письменной речи у детей являются распространённым речевым расстройством, имеющим разнообразный и сложный патогенез. К ним относятся дисграфия и дислексия.
(СЛАЙД №9)
Работа учителя-логопеда определяется общими стратегическими целями и задачами школы и находится в соответствии с государственными стандартами образования.
В процессе своей деятельности логопед решает следующие задачи:
- Коррекция дефектов устной и письменной речи учащихся.
- Профилактика вторичных нарушений.
- Развитие познавательных процессов.
- Создание оптимальных условий для сохранения физического и психического здоровья детей, эмоционального благополучия.
- Развитие адаптивности функционирования учащихся в социуме.
- Организация просветительской работы с учителями и родителями.
- Участие в инновационной и экспериментальной деятельности.
(СЛАЙД №10)
Управление инновационной и экспериментальной деятельностью в современной школе невозможно без активного использования новых информационных технологий.
(СЛАЙД №11,12)
Компьютерные технологии помогают наглядному оформлению диагностических исследований в виде схем, диаграмм.
(СЛАЙД №13)
Компьютерные технологии (компьютерные развивающие игры, демонстрация тематических презентаций, коррекция дисграфических ошибок с помощью текстового редактора “Word” и т.п.) представляют для логопеда дополнительный набор возможностей для совершенствования процесса коррекционного обучения детей, страдающих нарушениями письменной речи.
Можно отметить ряд успешно решаемых учителем-логопедом с помощью компьютера задач:
(СЛАЙД №14)
1. У детей дисграфиков очень часто формируется напряжение, страх письма, а также нежелание совершенствовать навыки чтения.
Занятия на компьютере частично снимают эти проблемы, не превращая занятия в бесконечный процесс письма и переписывания.
(СЛАЙД №15)
2. Использование компьютерных средств в коррекционном процессе помогает более полно реализовать активную позицию деятельности ребёнка при взаимодействии со взрослым.
(СЛАЙД №16)
3. Работа на компьютере разнообразна и привлекательна, поэтому вызывает положительный эмоциональный настрой, что является залогом успеха.
4. Компьютерное оформление наглядного материала повышает познавательную деятельность, прежде всего мышления, памяти, внимания, увеличивает скорость зрительного восприятия младших школьников. (СЛАЙДЫ №17-18)
(СЛАЙД №19)
5. При работе с компьютером, интерактивной доской включаются анализаторы: речеслуховой, речедвигательный, зрительный.
6. Двигательный анализатор включается на уровне движения пальцев по клавишам, доске, что способствует развитию мелкой моторики руки ребенка.
(СЛАЙД №20)
Многообразие дефектов, их клинических и психолого-педагогических проявлений предполагает применение разных методик диагностики и коррекции речи, а, следовательно, и использование разных компьютерных технологий.
(СЛАЙД №21)
Итак, создание системы приёмов компьютерно-опосредованного воздействия позволяет:
- повысить мотивацию;
- обеспечить психологический комфорт на занятиях;
- способствует развитию всех сторон речи, сенсорных функций, артикуляционной и мелкой моторики, познавательной деятельности учащихся;
- формирует личность ребёнка в целом.
Положительный эмоциональный фон способствует повышению показателей уровня развития детей.
(СЛАЙД №22)
Использование компьютера, а также интернета позволяют педагогу:
- находить разнообразную информацию;
- сокращать время на изготовление пособий, дидактического материала; эстетичность его оформления, разнообразный дизайн;
- вариативно использовать размещаемый материал;
- изучать педагогическую деятельность коллег и обмениваться опытом, размещать информацию на сайтах;
- приобретать методическую литературу;
- оформлять диагностические исследования в виде схем, диаграмм.
Таким образом, работа с компьютерными технологиями имеет свои неоспоримые преимущества и должна быть использована учителями-логопедами общеобразовательных (коррекционных) школ для успешного преодоления трудностей и нарушений в формировании устной и письменной речи.
Савинова Наталья Викторовна, учитель-логопед, МБОУ «Гимназия №11″, г. Бийск |