Деятельность учителя-логопеда по реализации инновационных направлений в современной системе образования

Использование компьютерных технологий в работе с детьмиВашему представлена презентация для выступления на методическом объединении учителей-логопедов на тему «Деятельность учителя-логопеда по реализации инновационных направлений в современной системе образования. Компьютерные технологии».

В данном материале раскрывается вопрос о понятии «педагогическая технология», как наука, исследующая рациональные пути обучения, в частности, коррекционные образовательные технологии, применяемые в соей работе логопедом. Наиболее полно освещаются неоспоримые преимущества компьютерных технологий в работе с детьми, имеющими нарушения в речевом развитии.

Презентация

В настоящее время в России идет становление новой системы образования. Предлагаются новые подходы, новые методы, иной педагогический менталитет.

(СЛАЙД №2).

Содержание образования обогащается:

  • новыми процессуальными умениями;
  • развитием способностей оперированием информацией;
  • творческим решением проблем науки с акцентом на индивидуализацию образовательных программ.

Традиционные способы информации – устная и письменная речь, телефонная и радиосвязь уступают место компьютерным средствам обучения, использованию телекоммуникационных сетей глобального масштаба.

Важнейшей составляющей педагогического процесса становится личностно- ориентированное взаимодействие учителя с учениками.

Увеличивается роль науки в создании педагогических технологий, адекватных уровню общественного знания.

В российском образовании провозглашен сегодня принцип вариативности, который дает возможность педагогическим коллективам учебных заведений выбирать и конструировать педагогический процесс по любой модели, включая авторские.

(СЛАЙД №3)

Таким образом, в этих условиях педагогу, руководителю (технологу учебного процесса) необходимо ориентироваться в широком спектре современных инновационных технологий, идей, школ, направлений, не тратить время на открытие уже известного. Сегодня быть педагогически грамотным специалистом нельзя без изучения всего обширного арсенала образовательных технологий.

В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие педагогической технологии. Однако в его понимании и употреблении существуют большие разночтения.

(СЛАЙД №4)

Технология — это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).

Педагогическая технология — совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т.Лихачев).

Педагогическая технология — это описание процесса достижения планируемых результатов обучения (И.П.Волков).

Педагогическая технология — это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (В.М.Монахов).

Можно сказать, что педагогическая технология является содержательным обобщением, вбирающим в себя смыслы всех определений различных авторов (источников).

Таким образом, педагогическая технология функционирует и в качестве науки, исследующей наиболее рациональные пути обучения, и в качестве системы способов и принципов, применяемых в обучении, и в качестве реального процесса обучения.

Перед вами, классификации образовательных технологий (СЛАЙД №5).

(СЛАЙД №6)

«Нельзя выучить педагогические технологии и стать педагогом», — сказал А.А.Леонтьев.

Поэтому, когда мы говорим о новых педагогических технологиях, нужно иметь в виду, что применять их необходимо творчески, базируясь на основных принципах и положениях, характеризующих данную технологию, но одновременно ориентируясь на культурную ситуацию, с которой приходится сталкиваться педагогу, а также особенности собственной личности и личностей своих учеников.

(СЛАЙД №7)

Ученики, с которыми работают логопеды, чаще относятся к категории слабоуспевающих ребят. Часть таких детей (особенно, дети с ОНР) характеризуется определенными особенностями интеллектуальной деятельности: сниженной познавательной активностью, отсутствием интереса и сосредоточенности при выполнении задания, неумением контролировать свои действия.

Дети не всегда могут чётко проанализировать инструкцию, спланировать свои действия в соответствии с заданием.

Поэтому, мы ведём речь о коррекционных технологиях, в частности, о собственно коррекционных технологиях. Их применение позволяет ребёнку догнать в развитии сверстников, если присутствует некоторое отставание в подготовке учащегося.

(СЛАЙД №8)

Нарушения письменной речи у детей являются распространённым речевым расстройством, имеющим разнообразный и сложный патогенез. К ним относятся дисграфия и дислексия.

(СЛАЙД №9)

Работа учителя-логопеда определяется общими стратегическими целями и задачами школы и находится в соответствии с государственными стандартами образования.

В процессе своей деятельности логопед решает следующие задачи:

  1. Коррекция дефектов устной и письменной речи учащихся.
  2. Профилактика вторичных нарушений.
  3. Развитие познавательных процессов.
  4. Создание оптимальных условий для сохранения физического и психического здоровья детей, эмоционального благополучия.
  5. Развитие адаптивности функционирования учащихся в социуме.
  6. Организация просветительской работы с учителями и родителями.
  7. Участие в инновационной и экспериментальной деятельности.

(СЛАЙД №10)

Управление инновационной и экспериментальной деятельностью в современной школе невозможно без активного использования новых информационных технологий.

(СЛАЙД №11,12)

Компьютерные технологии помогают наглядному оформлению диагностических исследований в виде схем, диаграмм.

(СЛАЙД №13)

Компьютерные технологии (компьютерные развивающие игры, демонстрация тематических презентаций, коррекция дисграфических ошибок с помощью текстового редактора “Word” и т.п.) представляют для логопеда дополнительный набор возможностей для совершенствования процесса коррекционного обучения детей, страдающих нарушениями письменной речи.

Можно отметить ряд успешно решаемых учителем-логопедом с помощью компьютера задач:

(СЛАЙД №14)

1. У детей дисграфиков очень часто формируется напряжение, страх письма, а также нежелание совершенствовать навыки чтения.

Занятия на компьютере частично снимают эти проблемы, не превращая занятия в бесконечный процесс письма и переписывания.

(СЛАЙД №15)

2. Использование компьютерных средств в коррекционном процессе помогает более полно реализовать активную позицию деятельности ребёнка при взаимодействии со взрослым.

(СЛАЙД №16)

3. Работа на компьютере разнообразна и привлекательна, поэтому вызывает положительный эмоциональный настрой, что является залогом успеха.

4. Компьютерное оформление наглядного материала повышает познавательную деятельность, прежде всего мышления, памяти, внимания, увеличивает скорость зрительного восприятия младших школьников. (СЛАЙДЫ №17-18)

(СЛАЙД №19)

5. При работе с компьютером, интерактивной доской включаются анализаторы: речеслуховой, речедвигательный, зрительный.

6. Двигательный анализатор включается на уровне движения пальцев по клавишам, доске, что способствует развитию мелкой моторики руки ребенка.

(СЛАЙД №20)

Многообразие дефектов, их клинических и психолого-педагогических проявлений предполагает применение разных методик диагностики и коррекции речи, а, следовательно, и использование разных компьютерных технологий.

(СЛАЙД №21)

Итак, создание системы приёмов компьютерно-опосредованного воздействия позволяет:

  • повысить мотивацию;
  • обеспечить психологический комфорт на занятиях;
  • способствует развитию всех сторон речи, сенсорных функций, артикуляционной и мелкой моторики, познавательной деятельности учащихся;
  • формирует личность ребёнка в целом.

Положительный эмоциональный фон способствует повышению показателей уровня развития детей.

(СЛАЙД №22)

Использование компьютера, а также интернета позволяют педагогу:

  • находить разнообразную информацию;
  • сокращать время на изготовление пособий, дидактического материала; эстетичность его оформления, разнообразный дизайн;
  • вариативно использовать размещаемый материал;
  • изучать педагогическую деятельность коллег и обмениваться опытом, размещать информацию на сайтах;
  • приобретать методическую литературу;
  • оформлять диагностические исследования в виде схем, диаграмм.

Таким образом, работа с компьютерными технологиями имеет свои неоспоримые преимущества и должна быть использована учителями-логопедами общеобразовательных (коррекционных) школ для успешного преодоления трудностей и нарушений в формировании устной и письменной речи.

Савинова Наталья Викторовна Савинова Наталья Викторовна,
учитель-логопед,
МБОУ «Гимназия №11″,
г. Бийск
Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (2 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Обмен опытом

Посмотрите ещё:

Маршрут путешествий по Крыму как способ формирования представлений об окружающем мире Маршрут путешествий по Крыму как способ формирования представлений об окружающем мире
Конспект занятия «Сказки учат нас дружить» Конспект занятия «Сказки учат нас дружить»
Новая форма взаимодействия специалистов ОУ по обеспечению комплексного образовательного процесса Новая форма взаимодействия специалистов ОУ по обеспечению комплексного образовательного процесса
Педагогическая мастерская, как эффективная технология психологического просвещения родителей детей с ОВЗ Педагогическая мастерская, как эффективная технология психологического просвещения родителей детей с ОВЗ

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.