Коррекция речевых нарушений и формирование творческих способностей у детей с нарушениями речи с использованием технологии «Стихотворчество на логопедических занятиях по обучению пересказу»

Обучение чтениюХочу поделиться своим опытом по обучению пересказыванию детей с тяжелым нарушением речи, система работы дала высокие результаты. Буду рада если эта тема кого-то заинтересует.

Пособие для логопедов и педагогов

Пояснительная записка.

Пособие предназначено для логопедов, работающих с детьми с ОНР, Адаптированные конспекты Нападовской В.Л. и Ефименкофой Л.Н. и авторские конспекты занятий для детей дошкольного возраста, а также для детей с нарушениями речи, позволят научить ребенка пересказывать рассказы, а также расширить словарный запас, сформировать лексико-грамматические компоненты речи, совершенствовать фонематический слух, развить коммуникативные навыки общения при помощи овладения метода стихотворчества.

«Родной язык, — писал Я. Корчак, — это не нарочно придуманные для ребенка правила и нравоучения, а воздух, которым дышит его душа наравне с душой всего народа». Ребенок «дышит» воздухом творчества: он хочет рисовать петь, сочинять – и нужно лелеять эту способность его души. И тогда, даже в самых обычных сочинениях типа «Как мы ходили в лес за грибами ребенку захочется сказать о чем-то своем и по-своему.Только в речевой практике он поймет, что с помощью родного языка можно творить чудеса.»

Проблема развития детского творчества приобретает все большее значение в настоящее время. Мир детства, внутренний мир ребенка — ключ ко многим волнующим проблемам нашей жизни. Творческие, интеллектуальные возможности ребенка неисчерпаемы.
Дошкольный возраст — период интенсивного развития творческих возможностей. Именно в дошкольном возрасте возникают все виды художественной деятельности, первые их оценки, первые попытки самостоятельного сочинения.

Психологи подчёркивают, что далеко не все дети, а тем более с нарушениями речи, овладевают умениями создавать собственные сочинения. Трудности объясняются следующими причинами: недостаточной сформированностью психических процессов: мышления, восприятия, воображения, малым жизненным опытом, неразвитой языковой способностью.

Поэтому дети не любят учить стихи, пересказывать тексты, не владеют приёмами их запоминания. Этот процесс обучения вызывает у них большие трудности, быстрое утомление и отрицательные эмоции. Здесь очень важно пробудить у детей интерес к подобной учебной деятельности.

Решая задачу поиска эффективных методов и приемов в решении коррекционных задач и становления личности детей с проблемами в развитии, в частности с ОНР, я обратилась к детскому стихотворчеству.

Это один из самых результативных приемов, применяемых на занятиях по коррекционной логопедии, который помогает задействовать как можно большее количество сохранных анализаторов, выполняющих функцию компенсирующих, вызывает живой интерес у детей, помогает осуществить плавный переход от игры к учению, избавляет детей от рассеянности, усталости, забывчивости и неусидчивости, создает положительную мотивацию учения и позволяет решить специфические задачи, связанные с обучением.

Используемый метод Стихотворчества на занятиях по обучению пересказыванию вызывает живой интерес у детей, стимулирует работу головного мозга, являясь своеобразным тренингом внимания, способствует эстетическому воспитанию ребенка, является одним из приемов коррекции других речевых нарушений и дает возможность формировать и совершенствовать: фонематический слух, звуковой анализ, грамматический строй речи, лексико-семантическую сторону речи, развить связную речь, помогает раскрыться способностям ребенка: ребенок успешно начинает справляться с тем, что было недоступно ему ранее.

Обучать ребенка пересказу приемами стихотворчества можно при составлении описательных рассказов с элементами стихотворчества, коротких рассказов с опорой на предметные картинки, по серии картин по сюжетным картинам, и в заключении обучать пересказу с элементами творчества (придумай начало, конец рассказа).

У детей возникает больший интерес к рассказу, когда его можно зарисовать. Поэтому можно использовать мнемотаблицы, опорные схемы, предметные и сюжетные картинки и просто рисунок ребенка.

Работа с рисунками помогает логопеду в решении как образовательных, так и специальных задач коррекционной работы:

1. Развитие психических функций:

  • формирование устойчивости и переключаемости внимания,
  • развитие познавательной активности.

2. Развитие мелкой моторики в сочетании с развитием осязательного восприятия при обыгрывании с игрушками, муляжами, театром.

3. Развитие пространственных представлений. Словесное обозначение пространственных свойств предметов.

4. Обогащение зрительных представлений (рисунки предметов)

5. Развитие зрительно-двигательной координации (соединение линий в рисунке).

6. Стимуляция зрительно-познавательной активности.

7. Включение в предметно-практическую деятельность мыслительных операций и отбор речевых средств.

8. Развитие зрительного восприятия в единстве с развитием несенсорных психических функций: внимания, памяти, мышления, речи.

9. Совершенствование эмоционально-волевой сферы.

10. Воспитание чувства душевной радости и положительной мотивации учения.

2. В системе работы по данной теме я выделила 3 условных этапа:

1 этап. Побуждение к стихотворчеству. На первых занятиях происходит первичное знакомство со стихотворными строчками( знакомые стихи, потешки), а затем в игре с Петрушкой дети учатся подбирать слова рифмы: Петрушка – ватрушка, мошка-кошка, печка-свечка-речка-печка….,играют в игру «Подбери пару»,

2 этап. На данном этапе используется игра с использованием наглядности «Договори словечко». Логопед читает готовый образец и анализирует его вместе с детьми, выделяя «слова-рифмовки».

3 этап. Ребята выполняют часть работы самостоятельно по принципу игры «Подскажи словечко», и заучивают получившееся стихотворение.

Дети творят самостоятельно по собственной инициативе после детальной подготовки вместе с логопедом и заучивают получившееся чистоговорки, двустишие, стихотворение.

На каждом этапе происходит формирование и совершенствование фонематического слуха, которое включает в себя работу с рифмующимися словами и ударными слогами. Этот вид работы доступен и интересен детям. Он приучает их внимательно вслушиваться в речь, искать рифмующиеся строчки, слова, находить их и учиться самим подбирать рифмы.

Но необходимо помнить, что стихотворные тексты необходимы не только для эстетического воспитания, развития связной речи и памяти, но и для формирования и совершенствования речевого слуха. И не надо ставить задачу научить детей писать стихи. Этому нельзя научить. Стихи рождаются сами. Это одно из средств самовыражения ребенка. Самое главное, чтобы процесс обучения стал для ребенка интересным и увлекательным.

Ян Амос Коменский призывал сделать труд ребенка источником умственного удовлетворения и душевной радости. Ребенок должен почувствовать: учение- это радость, а не только долг. Учением можно заниматься с увлечением, а не по обязанности

Опыт работы по данной теме доказывает особую и существенную роль стихотворной речи в отношении развития обыденной речи детей с ОНР 6-7 лет. Освоение даже начальных моментов стихотворной речи способно приводить к качественному изменению всего спектра различных речевых параметров в развитии фонематических процессов, лексико-грамматических компонентов звуковой культуре речи. Развивая устную связную речь и творческие способности учащихся, логопед попутно работает над нравственным воспитанием.

Выделенная система условий позволяет обеспечивать порождение стихотворной речи, в числе которых: ориентировка в ритмической структуре стихотворной речи, система специальных заданий и творческая активность ребенка.

Литература:

  1. В.П.Нападовская «Коррекция речевых нарушений и формирование творческих способностей у детей с нарушенным зрением»
  2. Л.Н.Ефименкова «Формирование речи у дошкольников»
  3. Интернет ресурсы, собственный опыт работы.

Конспект НОД по развитию связной речи в подготовительной группе с детьми с нарушением речи.

Тема:

  • Обучение детей пересказу с использованием метода стихотворчества.
  • Пересказ рассказа Л.Толстого «Белка и волк».

Цель:

  • Обучение пересказу с опорой на сюжетную картинку.

Задачи:

  1. Формировать навык связного последовательного пересказа текста с опорой на мнемотаблицу.
  2. Совершенствовать грамматический строй и лексико-семантическую сторону речи, умение строить сложно — подчиненные предложения.
  3. Развивать активный зрительный и слуховой контроль над последовательностью и полнотой передачи содержания рассказа.
  4. Активизировать зрительную и слуховую память, внимание и мышление, общую и речевую моторику.
  5. Воспитывать нравственные качества.
  6. Активизировать и развивать творческие способности детей.

Предварительная работа:

  • Чтение рассказа, инсценировка.
  • Изучение лексической темы «Дикие животные».
  • Рассматривание картинок, иллюстраций по изучаемой теме.
  • Комплексное занятие аппликация и лепка по содержанию рассказа.

Оборудование:

  • сюжетная картина Волк и белка.
  • Маски белки и волка.
  • Оформленная лесная полянка.
  • Извилистая тропинка с «холмиками» (под 1 елкой- коробка с Су-Джоками, под 2 – карандаши, наклейки, альбомные листы )
  • Подготовленные конверты для составления схем предложений, музыкальный диск: «Голоса леса», планшет звуковое письмо с текстом рассказа.

1. Организационный момент:

Логопед: — Сегодня мы с вами снова отправимся на лесную полянку по узкой тропинке и соберем то, что оставил нам Еж Ежович

2. Ориентировка в пространстве.

Логопед: По тропинке мы пройдем и налево завернем-разбираем су-джоки — (проводится массаж ладоней и пальцев).

По тропинке мы пойдем и направо завернем — находим сюжетную картинку к рассказу.

Логопед: Рассмотрите, ребята, картинки. Вам знаком этот рассказ? Проходите на нашу полянку и рассаживайтесь поудобнее. А Что это на пенечке? Планшет. Это, наверное, Еж Ежович нам оставил. Давайте включим .

Звуковое письмо. Рассказ «Белка и волк».

Белка прыгала с ветки на ветку и упала прямо на сонного волка. Волк подскочил и быстро ее схватил. Белка испугалась и стала просить:

– Пусти меня.

Волк сказал:

– Хорошо, я пущу тебя, только ты скажи мне, отчего вы, белки, так веселы. Мне всегда скучно, а на вас смотришь, вы там наверху всё играете и прыгаете.

Белка сказала:

– Отпусти меня прежде на елку, а оттуда тебе скажу, а то я боюсь тебя.

Волк пустил, а белка ушла на дерево и оттуда сказала:

– Тебе оттого скучно, что ты зол. Тебе злость сердце жжёт. А мы веселы оттого, что мы добры и никому зла не делаем.

3.Обучение детей пересказыванию.

2. Беседа по рассказу:

- Вам понравился рассказ Ежа Ежовича?

- А как называется рассказ?

- О чем рассказал нам ежик?

- Что делала белка и что с ней случилось?

- Как просила белка волка ее отпустить?

- Что сказал волк?

Инсценировка рассказа. Работа над мимикой ,жестами, интонацией.

Логопед играет роль рассказчика, используя рифмы.

Прыгала белка с ветки на ветку и упала случайно на сонного волка.
Волк голодный подскочил, ловко белочку схватил.
Стала белочка просить, ее на волю отпустить.
Белка: «Отпусти меня волк» (Жалобно со срахом).
Логопед: Волк подумал и строго спросил:
– Хорошо, я тебя отпущу, только ты скажи мне, отчего вы, белки, так веселы?

Логопед: Отвечала белочка волку:

- Отпусти меня, волк, на елку.
Я прыгну потом на сосну и только потом я тебе скажу. А то я тебя боюсь.
Волк выпустил белку на елку, и белка ответила волку.

- Оттого тебе грустно и скучно, что злость в твоем сердце живет.
А мы веселы потому, что зла не делаем никому.

3. Логопед:

- Как хорошо ребята сыграли свои роли!

А вы, ребята, что вы можете сказать о настроении волка и белки? Какой вывод можно сделать?

Я знаю, что вы очень любите рисовать. Попробуем этот рассказ зарисовать.

(На столе отдельные листы бумаги, карандаши, наклейки белки и волка Дети подходят и схематично зарисовывают рассказ -создают мнемотаблицы, дети общаются между собой и стараются последовательно воспроизвести сюжет – помощь логопеда по необходимости)

4. Игра: «Подбери словечко».

Логопед: Расставьте картинки свои по порядку и составлять стихотворную сказку. Хотите? Чтение стихотворения (дети договаривают рифмы).

Прыгала белка с ветки на ветку и у пала случайно на сонного волка.
Волк голодный подскочил, ловко белочку схватил.
Стала белочка просить, ее на волю отпустить.
Волк подумал и строго спросил: Почему вы,белки, всегда веселы?
Я вот целыми днями брожу и все время грущу и грущу.
Отвечала белочка волку:
- Отпусти меня, волк, на елку.
Я прыгну потом на сосну и только потом я тебе скажу.
Волк выпустил белку на елку, и белка ответила волку.
- Оттого тебе грустно и скучно, что злость в твоем сердце живет
А мы веселы потому, что зла не делаем никому.

- Спасибо, ребята, вы мне очень помогли. У нас получилось замечательное стихотворение.

5. Пересказ рассказа по опорным картинкам.

- А теперь попробуем рассказать:

- С чего начинался рассказ ?

- Что произошло?

- Чем закончилась эта история?

Логопед: — Я предлагаю выбрать рассказчиков по желанию, или детей, у которых уже хорошо идет пересказ. Детям, у которых еще слабые навыки пересказа, предлагается пересказать диалог героев. Предложить при пересказе передать все эмоции и чувства героев.

6. Итог занятия:

- Какой вывод можно сделать из этой истории? Что больше всего запомнилось вам?

Марченко Л.П.,
учитель-логопед

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (3 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Обмен опытом Метки: ,

Сейчас читают:

Маршрут путешествий по Крыму как способ формирования представлений об окружающем мире Маршрут путешествий по Крыму как способ формирования представлений об окружающем мире
Конспект занятия «Сказки учат нас дружить» Конспект занятия «Сказки учат нас дружить»
Новая форма взаимодействия специалистов ОУ по обеспечению комплексного образовательного процесса Новая форма взаимодействия специалистов ОУ по обеспечению комплексного образовательного процесса
Педагогическая мастерская, как эффективная технология психологического просвещения родителей детей с ОВЗ Педагогическая мастерская, как эффективная технология психологического просвещения родителей детей с ОВЗ

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.