Хочу поделиться своим опытом по обучению пересказыванию детей с тяжелым нарушением речи, система работы дала высокие результаты. Буду рада если эта тема кого-то заинтересует.
Пособие для логопедов и педагогов
Пояснительная записка.
Пособие предназначено для логопедов, работающих с детьми с ОНР, Адаптированные конспекты Нападовской В.Л. и Ефименкофой Л.Н. и авторские конспекты занятий для детей дошкольного возраста, а также для детей с нарушениями речи, позволят научить ребенка пересказывать рассказы, а также расширить словарный запас, сформировать лексико-грамматические компоненты речи, совершенствовать фонематический слух, развить коммуникативные навыки общения при помощи овладения метода стихотворчества.
«Родной язык, — писал Я. Корчак, — это не нарочно придуманные для ребенка правила и нравоучения, а воздух, которым дышит его душа наравне с душой всего народа». Ребенок «дышит» воздухом творчества: он хочет рисовать петь, сочинять – и нужно лелеять эту способность его души. И тогда, даже в самых обычных сочинениях типа «Как мы ходили в лес за грибами ребенку захочется сказать о чем-то своем и по-своему.Только в речевой практике он поймет, что с помощью родного языка можно творить чудеса.»
Проблема развития детского творчества приобретает все большее значение в настоящее время. Мир детства, внутренний мир ребенка — ключ ко многим волнующим проблемам нашей жизни. Творческие, интеллектуальные возможности ребенка неисчерпаемы.
Дошкольный возраст — период интенсивного развития творческих возможностей. Именно в дошкольном возрасте возникают все виды художественной деятельности, первые их оценки, первые попытки самостоятельного сочинения.
Психологи подчёркивают, что далеко не все дети, а тем более с нарушениями речи, овладевают умениями создавать собственные сочинения. Трудности объясняются следующими причинами: недостаточной сформированностью психических процессов: мышления, восприятия, воображения, малым жизненным опытом, неразвитой языковой способностью.
Поэтому дети не любят учить стихи, пересказывать тексты, не владеют приёмами их запоминания. Этот процесс обучения вызывает у них большие трудности, быстрое утомление и отрицательные эмоции. Здесь очень важно пробудить у детей интерес к подобной учебной деятельности.
Решая задачу поиска эффективных методов и приемов в решении коррекционных задач и становления личности детей с проблемами в развитии, в частности с ОНР, я обратилась к детскому стихотворчеству.
Это один из самых результативных приемов, применяемых на занятиях по коррекционной логопедии, который помогает задействовать как можно большее количество сохранных анализаторов, выполняющих функцию компенсирующих, вызывает живой интерес у детей, помогает осуществить плавный переход от игры к учению, избавляет детей от рассеянности, усталости, забывчивости и неусидчивости, создает положительную мотивацию учения и позволяет решить специфические задачи, связанные с обучением.
Используемый метод Стихотворчества на занятиях по обучению пересказыванию вызывает живой интерес у детей, стимулирует работу головного мозга, являясь своеобразным тренингом внимания, способствует эстетическому воспитанию ребенка, является одним из приемов коррекции других речевых нарушений и дает возможность формировать и совершенствовать: фонематический слух, звуковой анализ, грамматический строй речи, лексико-семантическую сторону речи, развить связную речь, помогает раскрыться способностям ребенка: ребенок успешно начинает справляться с тем, что было недоступно ему ранее.
Обучать ребенка пересказу приемами стихотворчества можно при составлении описательных рассказов с элементами стихотворчества, коротких рассказов с опорой на предметные картинки, по серии картин по сюжетным картинам, и в заключении обучать пересказу с элементами творчества (придумай начало, конец рассказа).
У детей возникает больший интерес к рассказу, когда его можно зарисовать. Поэтому можно использовать мнемотаблицы, опорные схемы, предметные и сюжетные картинки и просто рисунок ребенка.
Работа с рисунками помогает логопеду в решении как образовательных, так и специальных задач коррекционной работы:
1. Развитие психических функций:
- формирование устойчивости и переключаемости внимания,
- развитие познавательной активности.
2. Развитие мелкой моторики в сочетании с развитием осязательного восприятия при обыгрывании с игрушками, муляжами, театром.
3. Развитие пространственных представлений. Словесное обозначение пространственных свойств предметов.
4. Обогащение зрительных представлений (рисунки предметов)
5. Развитие зрительно-двигательной координации (соединение линий в рисунке).
6. Стимуляция зрительно-познавательной активности.
7. Включение в предметно-практическую деятельность мыслительных операций и отбор речевых средств.
8. Развитие зрительного восприятия в единстве с развитием несенсорных психических функций: внимания, памяти, мышления, речи.
9. Совершенствование эмоционально-волевой сферы.
10. Воспитание чувства душевной радости и положительной мотивации учения.
2. В системе работы по данной теме я выделила 3 условных этапа:
1 этап. Побуждение к стихотворчеству. На первых занятиях происходит первичное знакомство со стихотворными строчками( знакомые стихи, потешки), а затем в игре с Петрушкой дети учатся подбирать слова рифмы: Петрушка – ватрушка, мошка-кошка, печка-свечка-речка-печка….,играют в игру «Подбери пару»,
2 этап. На данном этапе используется игра с использованием наглядности «Договори словечко». Логопед читает готовый образец и анализирует его вместе с детьми, выделяя «слова-рифмовки».
3 этап. Ребята выполняют часть работы самостоятельно по принципу игры «Подскажи словечко», и заучивают получившееся стихотворение.
Дети творят самостоятельно по собственной инициативе после детальной подготовки вместе с логопедом и заучивают получившееся чистоговорки, двустишие, стихотворение.
На каждом этапе происходит формирование и совершенствование фонематического слуха, которое включает в себя работу с рифмующимися словами и ударными слогами. Этот вид работы доступен и интересен детям. Он приучает их внимательно вслушиваться в речь, искать рифмующиеся строчки, слова, находить их и учиться самим подбирать рифмы.
Но необходимо помнить, что стихотворные тексты необходимы не только для эстетического воспитания, развития связной речи и памяти, но и для формирования и совершенствования речевого слуха. И не надо ставить задачу научить детей писать стихи. Этому нельзя научить. Стихи рождаются сами. Это одно из средств самовыражения ребенка. Самое главное, чтобы процесс обучения стал для ребенка интересным и увлекательным.
Ян Амос Коменский призывал сделать труд ребенка источником умственного удовлетворения и душевной радости. Ребенок должен почувствовать: учение- это радость, а не только долг. Учением можно заниматься с увлечением, а не по обязанности
Опыт работы по данной теме доказывает особую и существенную роль стихотворной речи в отношении развития обыденной речи детей с ОНР 6-7 лет. Освоение даже начальных моментов стихотворной речи способно приводить к качественному изменению всего спектра различных речевых параметров в развитии фонематических процессов, лексико-грамматических компонентов звуковой культуре речи. Развивая устную связную речь и творческие способности учащихся, логопед попутно работает над нравственным воспитанием.
Выделенная система условий позволяет обеспечивать порождение стихотворной речи, в числе которых: ориентировка в ритмической структуре стихотворной речи, система специальных заданий и творческая активность ребенка.
Литература:
- В.П.Нападовская «Коррекция речевых нарушений и формирование творческих способностей у детей с нарушенным зрением»
- Л.Н.Ефименкова «Формирование речи у дошкольников»
- Интернет ресурсы, собственный опыт работы.
Конспект НОД по развитию связной речи в подготовительной группе с детьми с нарушением речи.
Тема:
- Обучение детей пересказу с использованием метода стихотворчества.
- Пересказ рассказа Л.Толстого «Белка и волк».
Цель:
- Обучение пересказу с опорой на сюжетную картинку.
Задачи:
- Формировать навык связного последовательного пересказа текста с опорой на мнемотаблицу.
- Совершенствовать грамматический строй и лексико-семантическую сторону речи, умение строить сложно — подчиненные предложения.
- Развивать активный зрительный и слуховой контроль над последовательностью и полнотой передачи содержания рассказа.
- Активизировать зрительную и слуховую память, внимание и мышление, общую и речевую моторику.
- Воспитывать нравственные качества.
- Активизировать и развивать творческие способности детей.
Предварительная работа:
- Чтение рассказа, инсценировка.
- Изучение лексической темы «Дикие животные».
- Рассматривание картинок, иллюстраций по изучаемой теме.
- Комплексное занятие аппликация и лепка по содержанию рассказа.
Оборудование:
- сюжетная картина Волк и белка.
- Маски белки и волка.
- Оформленная лесная полянка.
- Извилистая тропинка с «холмиками» (под 1 елкой- коробка с Су-Джоками, под 2 – карандаши, наклейки, альбомные листы )
- Подготовленные конверты для составления схем предложений, музыкальный диск: «Голоса леса», планшет звуковое письмо с текстом рассказа.
1. Организационный момент:
Логопед: — Сегодня мы с вами снова отправимся на лесную полянку по узкой тропинке и соберем то, что оставил нам Еж Ежович
2. Ориентировка в пространстве.
Логопед: По тропинке мы пройдем и налево завернем-разбираем су-джоки — (проводится массаж ладоней и пальцев).
По тропинке мы пойдем и направо завернем — находим сюжетную картинку к рассказу.
Логопед: Рассмотрите, ребята, картинки. Вам знаком этот рассказ? Проходите на нашу полянку и рассаживайтесь поудобнее. А Что это на пенечке? Планшет. Это, наверное, Еж Ежович нам оставил. Давайте включим .
Звуковое письмо. Рассказ «Белка и волк».
Белка прыгала с ветки на ветку и упала прямо на сонного волка. Волк подскочил и быстро ее схватил. Белка испугалась и стала просить:
– Пусти меня.
Волк сказал:
– Хорошо, я пущу тебя, только ты скажи мне, отчего вы, белки, так веселы. Мне всегда скучно, а на вас смотришь, вы там наверху всё играете и прыгаете.
Белка сказала:
– Отпусти меня прежде на елку, а оттуда тебе скажу, а то я боюсь тебя.
Волк пустил, а белка ушла на дерево и оттуда сказала:
– Тебе оттого скучно, что ты зол. Тебе злость сердце жжёт. А мы веселы оттого, что мы добры и никому зла не делаем.
3.Обучение детей пересказыванию.
2. Беседа по рассказу:
- Вам понравился рассказ Ежа Ежовича?
- А как называется рассказ?
- О чем рассказал нам ежик?
- Что делала белка и что с ней случилось?
- Как просила белка волка ее отпустить?
- Что сказал волк?
Инсценировка рассказа. Работа над мимикой ,жестами, интонацией.
Логопед играет роль рассказчика, используя рифмы.
Прыгала белка с ветки на ветку и упала случайно на сонного волка.
Волк голодный подскочил, ловко белочку схватил.
Стала белочка просить, ее на волю отпустить.
Белка: «Отпусти меня волк» (Жалобно со срахом).
Логопед: Волк подумал и строго спросил:
– Хорошо, я тебя отпущу, только ты скажи мне, отчего вы, белки, так веселы?
Логопед: Отвечала белочка волку:
- Отпусти меня, волк, на елку.
Я прыгну потом на сосну и только потом я тебе скажу. А то я тебя боюсь.
Волк выпустил белку на елку, и белка ответила волку.
- Оттого тебе грустно и скучно, что злость в твоем сердце живет.
А мы веселы потому, что зла не делаем никому.
3. Логопед:
- Как хорошо ребята сыграли свои роли!
А вы, ребята, что вы можете сказать о настроении волка и белки? Какой вывод можно сделать?
Я знаю, что вы очень любите рисовать. Попробуем этот рассказ зарисовать.
(На столе отдельные листы бумаги, карандаши, наклейки белки и волка Дети подходят и схематично зарисовывают рассказ -создают мнемотаблицы, дети общаются между собой и стараются последовательно воспроизвести сюжет – помощь логопеда по необходимости)
4. Игра: «Подбери словечко».
Логопед: Расставьте картинки свои по порядку и составлять стихотворную сказку. Хотите? Чтение стихотворения (дети договаривают рифмы).
Прыгала белка с ветки на ветку и у пала случайно на сонного волка.
Волк голодный подскочил, ловко белочку схватил.
Стала белочка просить, ее на волю отпустить.
Волк подумал и строго спросил: Почему вы,белки, всегда веселы?
Я вот целыми днями брожу и все время грущу и грущу.
Отвечала белочка волку:
- Отпусти меня, волк, на елку.
Я прыгну потом на сосну и только потом я тебе скажу.
Волк выпустил белку на елку, и белка ответила волку.
- Оттого тебе грустно и скучно, что злость в твоем сердце живет
А мы веселы потому, что зла не делаем никому.
- Спасибо, ребята, вы мне очень помогли. У нас получилось замечательное стихотворение.
5. Пересказ рассказа по опорным картинкам.
- А теперь попробуем рассказать:
- С чего начинался рассказ ?
- Что произошло?
- Чем закончилась эта история?
Логопед: — Я предлагаю выбрать рассказчиков по желанию, или детей, у которых уже хорошо идет пересказ. Детям, у которых еще слабые навыки пересказа, предлагается пересказать диалог героев. Предложить при пересказе передать все эмоции и чувства героев.
6. Итог занятия:
- Какой вывод можно сделать из этой истории? Что больше всего запомнилось вам?
Марченко Л.П.,
учитель-логопед