Методическая разработка: Буклет «Логопедические игры с движением с детьми с ОВЗ»

Методическая разработка:

Буклет «Логопедические игры с движением с детьми с ОВЗ»

ДетиПривычной и желанной формой деятельности для ребенка с нарушенным интеллектом является игра. Педагог должен объединить игру и учебный процесс, точнее — применить игровую форму организации деятельности обучающихся для достижения образовательных целей.

В данной методической разработке приведены игры, которые способствуют развитию фонематического восприятия, закреплению правильного звукопроизношения, навыков звукового, слогового анализа, а также пространственной ориентировки.

По заданию учителя-логопеда, воспитатели группы продленного дня могут поиграть с детьми в вечерние часы, на прогулке, а также в свободное от занятий время.

Также подвижные игры с логопедической направленностью можно использовать как часть занятия и в качестве физкультминутки.

Соединение логопедических заданий и дидактических игр с движениями приводит к повышению активности обучающихся с умственной отсталостью, развитию их двигательной сферы.

Сочетание логопедических заданий и дидактических игр с двигательной нагрузкой позволяет логопеду повысить тонус и работоспособность обучающихся, нормализовать эмоционально-мотивационную сферу детей-логопатов, снять напряжение, что повышает эффективность проводимой коррекционной работы в целом.

Игры способствуют развитию фонематического восприятия, закреплению правильного звукопроизношения, навыков звукового, слогового анализа,а также пространственной ориентировки:

Игра «Живая стрелка»

Цели: закреплять умение определять в слове первый звук и давать ему характеристику; упражнять в беге по кругу и остановке по сигналу; воспитывать целеустремленность.

В центре круга находится обучающийся, изображающий стрелку. Рядом с ним на полу стоит сумка с картинками. Ребенок кружится вокруг себя, вытянув вперед правую руку. Дети, взявшись за руки, идут по кругу со словами: «Наша стрелка оживилась,

Быстро, быстро закружилась!
Сделай круг и обернись,
А теперь остановись!»

«Стрелка» останавливается и указывает на ребенка. Тот достает из сумки ведущего картинку, определяет первый звук и дает ему характеристику.

Игра «Звуковые дорожки»

Цели: автоматизировать изолированный звук или звук в слогах.

Используется наглядный материал, изготовленный своими руками («кочки»). Это цветные геометрические фигуры, обведенный
след ноги ребенка; можно выложить произвольной формы условные кочки из веревочек, использовать скакалки или обручи.

Ребенок перемещается по выложенным на полу кочкам и произносит, например, “Л-Л-Л-Л” или “ЛА – ЛА – ЛА”, “СМА-СМО-СМУ” и т. п.

Игра «Посчитай-ка»

Цели: закрепление звука в словах, развитие фонематического слуха, навыков словоизменения.

Картинки на полу повторяются (до пяти-шести). Ребенок подходит к одинаковым изображениям и считает их: “Одна рыба, две рыбы, три рыбы”.

Игра – «ходилка»

Разложить на полу картинки (игрушки).

Цели: закрепление звука на уровне фразы, развитие фонематического слуха, навыков словоизменения.

Ребенок наступает рядом с картинкой и правильно ее называет. Двигаться можно по-разному, в разном темпе, через картинку, выбирая только заданные картинки (только живое или неживое, только продукты или одежду и т.п.), но произносить слова нужно четко.

Ребенок, встав около картинки, произносит фразу: “Я стал около лодки”, “Я стала около стула” и т.п., тем самым закрепляет звук во фразе.

Игра«Умный мячик»

Цели: упражнять детей в дифференциации твердых и мягких звуков; развивать глазомер, ловкость; учить бросать мяч точно в руки и правильно ловить его.

Дети встают в круг. Если логопед бросает ребенку синий мяч, то, поймав его, школьник должен назвать слово с твердым звуком (например, полка). Если логопед бросает зеленый мяч, школьник называет слово с мягким звуком (например, пила).

Игра «Повтори, не ошибись» (с мячом)

Цель: развивать фонематическое восприятие, слуховые дифференцировки.

Логопед произносит цепочку слогов, бросая мяч, а обучающийся ловит мяч и повторяет слоги.

Например:

ми – ни – ни – ми, ра – ла – ла – ра, по – бо – бо – по и т.д.

Игра «Четвёртый лишний»

Цели: развитие фонематического слуха.

Из четырех слов, отчетливо произнесенных взрослым, обучающийся должен назвать то, которое отличается от остальных:

Например: канава—канава—какао—канава; ком—ком—кот—ком; утёнок—утёнок—утёнок—котёнок и т.д.

Игра «Подойди и назови»

Цели: развивать слуховое внимание, закреплять умение выполнять инструкции, употреблять в речи пространственные предлоги; развивать пространственные представления.

Логопед говорит о местонахождении картинки: “Эта картинка слева от ласточки (справа от окна, под столом, между столом и стулом и т.п.)”.

Ребенок идет и находит соответствующую картинку по инструкции учителя-логопеда. Затем отвечает на вопрос, где была картинка.

Игра «Измени слово»

Цель: закреплять на слух и в произношении навыки дифференциации глухих — звонких звуков. Обогащать словарный запас обучающихся.

Логопед произносит слова с парным глухим звуком, а обучающийся заменяет его на парный звонкий, проговаривая новое слово и наоборот.

Игра «Найди свой домик»

Цели: закреплять умение определять количество слогов в слове; обогащать словарный запас детей; развивать ориентировку в пространстве.

В разных местах кабинета расставляются домики. В домике с одним окном живут слова с одним слогом, с двумя окнами — с двумя слогами, с тремя окнами — с тремя слогами.

Обучающиеся по очереди берут из сундучка картинки. По первому сигналу логопеда школьники расходятся по кабинету, а по следующему сигналу находят домики, где будут жить их картинки.

Игра «Угадай по описанию и подойди к картинке (предмету)»

Цели: развивать слуховое внимание, расширять и активизировать словарь по лексическим темам; развивать пространственные представления.

Логопед предлагает угадать предмет по описанию, найти его (или картинку) в кабинете, подойти и взять его.

Металлическая, столовая, чайная (ложка); электрический прибор (лампа); водный транспорт (лодка); тонкая, острая, металлическая (игла, булавка); рогатое дикое животное (лось); домашнее животное (лошадь); бывает на небе только ночью (луна) и т. п.

Игра “Желтый – голубой”, “Алый – белый”

Цели: развивать навыки согласования существительного с прилагательным в роде и числе, автоматизировать звук во фразе.

Соответствующие цветам игры заготовки-кочки, вырезанные из картона, располагаются в хаотичном порядке на полу. Логопед называет слово, ребенок с картинкой подходит (подпрыгивает, скачет на одной ноге, подходит приставным шагом, подбегает и т. п.) к соответствующей по цвету “кочке” и согласовывает слово-существительное с прилагательным: “Желтое солнце, голубой колокольчик» и т.д.

Игра «Выложи слово из букв»

Цели: закрепить знание букв, умение быстро и правильно складывать из них слова; умение работать в коллективе.

Обучающиеся разбиваются на две команды, игроки каждой из которых выстраиваются у подставок. На противоположной от команд стороне зала на стульях лежат кубики с буквами.

Логопед для каждой команды выставляет на подставке картинку с изображением какого-либо предмета или объекта (например, маки или розы).

По сигналу взрослого дети по очереди на одной ноге прыгают за кубиком, возвращаются обратно и ставят на подставку кубик с нужной буквой.

Каждая команда складывает слово из принесенных кубиков, читает его и объясняет значение. Выигрывает команда, игроки которой допустили минимальное количество ошибок.

И.С. Казанова,
учитель-логопед

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (1 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Обмен опытом Метки: 

Сейчас читают:

Маршрут путешествий по Крыму как способ формирования представлений об окружающем мире Маршрут путешествий по Крыму как способ формирования представлений об окружающем мире
Новая форма взаимодействия специалистов ОУ по обеспечению комплексного образовательного процесса Новая форма взаимодействия специалистов ОУ по обеспечению комплексного образовательного процесса
Педагогическая мастерская, как эффективная технология психологического просвещения родителей детей с ОВЗ Педагогическая мастерская, как эффективная технология психологического просвещения родителей детей с ОВЗ
Индивидуальный коррекционный развивающий маршрут на ребёнка 6 — 7 лет с замедленным темпом развития (ЗТР), ОНР III уровень Индивидуальный коррекционный развивающий маршрут на ребёнка 6 — 7 лет с замедленным темпом развития (ЗТР), ОНР III уровень

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.