Роль школьного логопеда в реализации Государственной программы «Доступная среда»

инклюзивный подходСтатья об инклюзивном образовании в России и роли школьного логопеда в процессе сопровождения ребёнка с ОВЗ. В нашем государстве принята программа «Доступная среда» и все специалисты гимназии были направлены на соответствующие курсы. В процессе обучения у меня возник вопрос: «Как сочетается возрастающий запрос на специалистов в ОУ и одновременное сокращение их же (в нашем городе, например, только в одной школе из семи есть логопед)?» Руководители курсов только руками смогли развести. Может быть, коллеги из других школ поделятся опытом успешного сопровождения детей с ОВЗ.

Идею инклюзивного обучения поддерживают родители и родительские организации «особенных детей»; остальная часть общества (педагогическая общественность, родители нормально развивающихся детей) относятся к данному процессу чрезвычайно осторожно.

Кроме того, реализация концепции интегрированного обучения изначально содержит в себе ряд противоречий и проблем, которые достаточно сложно разрешить с организационной точки зрения. Это касается не только источников финансирования общего и специального образования, но и подготовки, переподготовки специалистов и их трудоустройства; установления образовательного ценза для «особенных» детей и подростков в условиях массового обучения, академическая составляющая методического обеспечения процесса обучения; целесообразности введения дифференциации внутри общеобразовательной школы и т.д.

Инклюзивные тенденции закрепились в отечественном образовании и приобрели статус официальной государственной политики. Это отражено в новом законе Российской Федерации «Об образовании» (от 29 декабря 2012 года).

В России для детей с инвалидностью создана и успешно функционирует система специального образования. В этих учреждениях созданы особые условия для занятий с такими детьми, работают врачи, специальные педагоги. Но во многом из-за обособленности специальных/коррекционных образовательных учреждений уже в детстве происходит разделение общества на здоровых и инвалидов. В результате обучения детей-инвалидов в специальных условиях – конкурентность их на образовательном рынке низкая и тяга к продолжению образования невелика по сравнению с выпускниками обычных общеобразовательных школ.

Альтернатива такой системы – совместное обучение ребят с ограничениями физического развития и детей без инвалидности в обычных, общеобразовательных школах.

Инклюзивное (франц. inclusif – включающий в себя, от лат. include – заключаю, включаю) или включенное образование – термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных (массовых) школах.

На сегодняшний день инклюзивное образование на территории РФ регулируется Конституцией РФ, федеральным законом «Об образовании», федеральным законом «О социальной защите инвалидов в РФ», а также Конвенцией о правах ребенка и Протоколом №1 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.

В 2008 году Россия подписала Конвенцию ООН «О правах инвалидов». В статье двадцать четвертой Конвенции говорится том, что в целях реализации права на образование государства-участники должны обеспечить инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни человека.

Инклюзивное образование — обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.

В гимназии г. Фрязино создана служба, осуществляющая психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ, которая ведет ребенка на протяжении всего периода его обучения. В службу сопровождения входят специалисты: учитель-логопед, педагог-психолог, социальный педагог, педагоги. Работа ведется в тесном контакте с медицинскими работниками школы. Комплексное изучение ребенка, выбор наиболее адекватных проблеме ребенка методов работы, отбор содержания коррекционно-развивающего обучения с учетом индивидуально-психологических и физических особенностей детей осуществляется на школьном медико-психолого-педагогическом консилиуме.

Организация обучения основывается на знании психологических, биологических и социальных особенностей развития. Поэтому построение индивидуального маршрута начинается с комплексной диагностики всех специалистов. Одну из проблем специалисты выделяют более четко, другие в это время решаются в фоновом режиме, но постоянно их подразумевают: соизмеряя с ними свои действия и полученные результаты. Таким образом, диагностирование каждым специалистом приводит к ведению индивидуальной характеристики ребенка, возможностей его развития и социальной интеграции в современное общество.

Цель логопедического сопровождения ребенка с ОВЗ — выбор оптимальных путей логопедической работы по коррекции речевых нарушений, способствующих успешной адаптации и интеграции его в социуме в тесном контакте с другими специалистами сопровождения.

Елкина О.В.,
учитель-логопед

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (1 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Обмен опытом Метки: 

Сейчас читают:

Коррекционно-логопедическая работа по формированию навыка пересказа у младших школьников с задержкой психического развития Коррекционно-логопедическая работа по формированию навыка пересказа у младших школьников с задержкой психического развития
Трудно быть левшой Трудно быть левшой
Мультиформатная площадка «Детский коучинг» как современный формат полноценного всестороннего развития детей раннего возраста Мультиформатная площадка «Детский коучинг» как современный формат полноценного всестороннего развития детей раннего возраста
Восстановление понятий о цветах у больных, перенесших инсульт и имеющих проблемы с цветовым гнозисом Восстановление понятий о цветах у больных, перенесших инсульт и имеющих проблемы с цветовым гнозисом

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.