Я предлагаю материал по реализации образовательных областей «Познание», «Социализация», «Коммуникация» в моделях организации образовательного процесса, включающих:
- совместную партнёрскую деятельность взрослого и детей;
- учебную модель, которая реализуется только в работе с детьми от 6 до 7 лет.
В настоящее время новые ФГТ вносят существенные изменения и в структуру планирования воспитательно-образовательного процесса.
Поэтому при планировании совместной деятельности с воспитанниками я учитываю следующее:
- решение образовательных задач на одном пространстве и в одно и то же время,
- планирование образовательного процесса с учётом интересов детей,
- использование партнёрской позиции и партнёрской формы организации (сотрудничество взрослого и детей, возможность свободного размещения, перемещения и общения детей в процессе образовательной деятельности),
- сочетание индивидуальной, подгрупповой и групповой форм организации работы с воспитанниками.
Несколько тем по организации ННОД:
I. Развитие слухового внимания и фонематического восприятия.
II. Звуки [с, с*].
III. Автоматизация звука [л].
Тема: Развитие слухового внимания и фонематического восприятия.
Цели:
Образовательные:
- дифференциация неречевых звуков, слогов и слов, близких по звуковому составу;
Коррекционные:
- развивать подвижность губ, языка, используя специальные упражнения;
- развивать слуховое внимание, речевой слух, фонематическое восприятие;
Воспитательные:
- воспитывать стремление произносить звуки правильно.
Оборудование: ширма, бумага, вода, кружка, ложка, мишка с погремушкой, зайка с барабаном, кот с бубном, предметные картинки: банан, яблоко, зелёные и красные круги.
Ход совместной работы:
1. Организационный момент.
Здравствуйте, сегодня мы с вами отправляемся в путешествие по городу Красивой речи.
2. Сообщение темы и цели совестной работы.
Наше путешествие мы начнем со стихотворения:
Много звуков есть на свете:
Шелест листьев, плеск волны,
А бывают звуки речи -
Мы их тоже знать должны.
На наших занятиях мы будем учиться слушать, слышать и различать звуки.
3. Развитие слухового внимания.
Логопед за ширмой производит разнообразные действия:
- переливает воду;
- снимает бумагу;
- стучит по столу;
- мешает ложкой в чашке.
Дети должны отгадать и назвать действия.
4. Артикуляционная гимнастика.
Губы: смыкание — размыкание — «поцелуй»;
Щеки: «надуй в ротике шарик»;
Кончик языка: «накажем язычок», дотронуться до губ, до зубов;
Пение гласных: а, о, у, ы, э, и.
5. Развитие слухового внимания.
Логопед сажает на стол плюшевого мишку с погремушкой, зайку с барабаном, кота с бубном. Предлагает детям послушать и запомнить как звучат инструменты. Затем за ширмой звенит погремушкой, бубном, стучит в барабан. Дети отгадывают, что звучит и кто хозяин игрушки.
6. Динамическая пауза.
При звоне бубна — бежать на цыпочках по кругу, а при громких хлопках маршировать по кругу.
7. Развитие фонематического восприятия.
А сейчас мы играем в игру «Верно или нет?». Если вы слышите правильное название предмета, то поднимите зеленый круг, если неправильное — красный. Логопед показывает предметные картинки и произносит звукосочетания, а дети выбирают правильно произнесенное слово.
Что изображено на картинке? Логопед демонстрирует предметную картинку банана.
Звукосочетания: панан, ббаман, паман, банан, бамам.
Что изображено на картинке? Логопед демонстрирует предметную картинку апельсина.
Звукосочетания: песин, асин, аеьсин, апельсин, син.
Что изображено на картинке? Логопед демонстрирует предметную картинку яблока.
Звукосочетания: абоко, локо, яко, ябоко, яблоко.
8. Подводится итог совместной работы.
Вот наше путешествие и подошло к концу.
- Мы сегодня учились …
- Преодолевать все трудности нам помогали …
- Справились с заданиями …
Мы убедились, что вокруг нас большое количество разнообразных звуков. И скоро мы начнем с вами знакомиться со звуками речи.
Продолжение: Звуки [с, с*].
Туркина Наталья Владимировна,
учитель-логопед НДОУ «Детский сад № 141»
ОАО «РЖД», город Пермь