Применение современных информационных технологий в процессе коррекции речи школьников с нарушением интеллекта

ИКТ в работе логопедаАннотация: В статье раскрывается значение применения современных информационных технологий в процессе коррекции речи школьников с нарушением интеллекта. Рассматривается каким образом ИТ позволяют сочетать коррекционные и учебно-развивающие задачи логопедического воздействия, учитывать закономерности и особенности психического развития учащихся.

Информационные технологии принадлежат к числу эффективных средств обучения, все чаще применяемых в общей и специальной педагогике.

Понятие «информационные технологии» (ИТ) в сфере образования означает – совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных (первичной информации) для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления (информационного продукта).

Целью ИТ является производство информации для ее анализа человеком и принятия на его основе решения по выполнению какого-либо действия.

В сфере образования понятие «информационные технологии» наиболее часто стало использоваться с момента массового внедрения персональных компьютеров в общеобразовательную школу (конец 80-х гг. прошлого века).

В последние годы термин «информационные технологии» часто выступает синонимом термина «компьютерные технологии», так как все информационные технологии в настоящее время так или иначе связаны с применением компьютера. Однако, термин «информационные технологии» намного шире и включает в себя «компьютерные технологии» в качестве составляющей. При этом информационные технологии, основанные на использование современных компьютерных и сетевых средств, образуют термин «Современные информационные технологии».

Современные информационные технологии стали перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Повсеместная компьютеризация открывает новые, еще не исследованные варианты обучения. Они связаны с уникальными возможностями современной электроники и телекоммуникаций.

В основу использования информационных технологий в отечественной педагогике положены базовые психолого-педагогические и методологические положения, разработанные Л. С. Выготским, П. Я. Гальпериным, В. В. Давыдовым, А. В. Запорожцем, А. Н. Леонтьевым, А. Р. Лурия, Д. Б. Элькониным и др.

Исследователи (Е. Л. Гончарова, Т. К. Королевская, О. И. Кукушкина, И. А. Никольская и др.) отмечают, что внедрение компьютерной техники в специальное обучение связано с решением двух фундаментальных задач: научить детей грамотно пользоваться новыми орудиями деятельности; использовать новые компьютерные технологии в целях коррекции нарушений и общего развития аномального ребенка. Проблема состоит в сочетании решения этих задач, в определение приоритетов и соподчиненности задач в подходе к реальному процессу специального обучения.

Отечественные и зарубежные исследования по использованию информационных технологий в коррекционно-образовательном процессе убедительно доказывают широкие возможности, целесообразность и особую роль компьютера в развитии интеллекта, речи, и в целом личности ребенка.

Активное внедрение информационных технологий на сегодняшний день охватывает и специальные (коррекционные) образовательные учреждения VIII вида. Получение детьми с нарушением интеллекта качественного образования является неотъемлемым условием их успешной социализации, а именно, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

При использовании ИТ важно учитывать особенности состояния здоровья, уровень развития речи, психомоторных и сенсорных процессов ребенка с нарушением интеллекта, умение действовать по инструкции учителя, умственную работоспособность и темп учебной деятельности, взаимодействие со сверстниками и учителем, характер межличностного общения в классе.
Характерной особенностью детей с нарушением интеллекта является наличие многочисленных речевых нарушений, неполноценность языкового развития, недостаточная сформированность метаязыковых навыков, связанных с осознанием единиц речи, нарушенные процессы анализа и синтеза. В связи с этим сложная структура речевых нарушений определяет необходимость проведения планомерной системной коррекционной работы с опорой на сохранные виды восприятия.

Исходя из этого, мы предполагаем, что преодоление речевого недоразвития у детей с нарушением интеллекта будет более успешно, если в системе коррекционно-развивающего обучения будут использованы информационные технологии, направленные на развитие не только речевых, но и неречевых функций. Мы считаем, что современные информационные компьютерные технологии отвечают этим требованиям.

Оптимальному решению данной задачи способствует использование специализированных или адаптированных компьютерных программ (главным образом обучающих, диагностических и развивающих), разработанных с учетом общих закономерностей и специфических особенностей развития ребенка, имеющим не только нарушения речи, но и интеллекта.

Однако в исследованиях учёных указываются противоречия между достижениями в области применения информационных технологий в образовательном процессе, в целом, и наличием практического опыта использования специализированных компьютерных обучающих и развивающих программ для детей с нарушениями речи и интеллекта, в частности. Эффект их применения зависит от профессиональной компетенции педагога, умения включать информационные компьютерные технологии в систему обучения каждого ребенка, создавая большую мотивацию и психологический комфорт, способствуя развитию речевых и неречевых функций, а также предоставляя свободу выбора форм и средств деятельности.

Таким образом, доказана необходимость использования компьютера в работе с детьми, имеющими речевые нарушения, но теоретические, дидактические и методические аспекты подобной работы еще требуют всестороннего и глубокого изучения.
Приоритетным направлением коррекционной работы учителя-логопеда при использовании информационных технологий является выявление и коррекция речевых нарушений у учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида, исправление у них языковых нарушений, формирование коммуникативной деятельности, умения приобретать новые знания в процессе общения с логопедом, товарищами по классу, или чтения текстов.

При использовании специализированных компьютерных обучающих и развивающих программ могут быть созданы наиболее благоприятные условия, наиболее полная мотивационная основа для развития словесной речи (как в устной, так и в письменной форме). При этом решение коррекционных задач с помощью информационных технологий должно встраиваться в систему обучения, а не существовать изолированно от решения основных коррекционных задач.

Предполагается, что использование компьютера учителем-логопедом в качестве средства обучения не должно повлечь за собой изменения принципов планирования всей коррекционной работы с ребенком. Основополагающим для определения первоочередных коррекционных задач остается уровень речевого развития ребенка и задачи данного периода его обучения. Программа работы должна строиться не в логике возможностей компьютерной технологии, а в соответствии с логикой данного этапа развития и коррекционного обучения ребенка. Логопедическое занятие с использованием компьютера является естественным элементом всего коррекционно-развивающего курса в данной содержательной области и должно быть органично связано с ним по содержанию и задачам.

Отбор коррекционных задач, решение которых нуждается в компьютерной поддержке, учитель-логопед должен осуществлять, исходя из следующих принципов:

  • отбираются коррекционно-развивающие задачи, решение которых без компьютера чрезвычайно сложно или практически неосуществимо в условиях традиционного обучения;
  • возможность достижения более высокой мотивации при работе с компьютером, чем в традиционном обучении;
  • достижение обучающего, коррекционного эффекта в более короткие, по сравнению с традиционным обучением, сроки;
  • обеспечение за счет применения компьютерной технологии градуированной системы помощи ребенку;
  •  введение ребенка в ситуацию свободы выбора форм помощи;
  • ведение ребенка в ситуацию свободы выбора форм и средств деятельности;
  • индивидуализация процесса выполнения задания за счет использования компьютерной технологии;

Использование информационных компьютерных технологий учителем-логопедом в качестве средств обучения не должно повлечь за собой принципиального изменения в соотношении средств коммуникации, используемой в системе коррекционно-развивающего обучения данной категории детей.

Если на логопедических занятиях использовать мультимедийные презентации, развивающие компьютерные программы, то эффективность занятий, безусловно, возрастет. Для демонстрации правильного звучания различных речевых звуков, окружающих предметов для детей, дающих определенные понятия, соотнесения слова и зрительного образа, создания слуховых, зрительных ассоциаций, показа этапов работы, экран компьютера просто необходим. Использование новых нестандартных приёмов объяснения и закрепления материала, тем более в игровой форме, повышает непроизвольное внимание детей, помогает развить произвольное внимание. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактах, но и в ассоциациях в памяти детей. Подача материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей.

Презентации состоят из красочных анимированных слайдов, которые будут прекрасными помощниками при проведении занятий. Цикл презентаций охватывает большой объем программного материала по ознакомлению с окружающей средой: времена года, одежда, обувь, виды транспортных средств, овощи, фрукты. То есть, те темы, которые мы изучаем на занятиях.

Сейчас выпускается большое количество обучающих дисков, которые можно смело использовать в работе. Существующие обучающие программы для детей можно классифицировать следующим образом:

  1. игры для развития памяти, воображения, мышления и др.;
  2. «Говорящая» азбука с хорошей анимацией;
  3. АРТ-студии, простейшие графические редакторы с библиотеками рисунков;
  4. игры-путешествия, «бродилки»;
  5. специализированные компьютерные программы по развитию речи.

Применение специализированных компьютерных программ в процессе коррекции речевых нарушений у школьников с нарушением интеллекта позволяет работать над системной коррекцией и развитием следующих характеристик: звукопроизношения, просодических компонентов устной речи, фонематических процессов, лексических и грамматических средств языка, артикуляционной моторики, слухового и зрительного восприятия.

Таким образом, применение современных информационных технологий в процессе коррекции речи у школьников с нарушением интеллекта позволяет сочетать коррекционные и учебно-развивающие задачи логопедического воздействия, учитывать закономерности и особенности психического развития школьников.

Бибина Ольга Александровна,
учитель-логопед,
ГБС(К)ОУ РМ «Саранская специальная (коррекционная)
общеобразовательная школа VIII вида»,
Республика Мордовия г. Саранск

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (6 понравилось, средний балл: 4,83 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Обмен опытом Метки: 

Сейчас читают:

Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями
Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы
Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР
Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.