Аннотация: конспект занятия по развитию речи для детей подготовительной группы в рамках лексической темы. Обучение составлению сказки на заданную тему. Развитие связной речи, познавательной активности, коммуникативных навыков. Воспитание потребности в заботе о своей безопасности, чувства дружбы, сплочённости.
Технологическая карта образовательной ситуации «открытия» нового знания
(в соответствии с технологией «Ситуация»)
ФИО педагога | Теплых Елена Анатольевна, воспитатель в логопедической группе | |||||||||||||||
Возрастная группа | Подготовительная к школе группа, 6-7 лет | |||||||||||||||
Дата | апрель-май, 2020 | |||||||||||||||
Форма организации, количество обучающихся | Групповое занятие, 13 человек | |||||||||||||||
Тема занятия | Сочинение сказки на тему«Как ёжик выручил зайца»
(В рамках лексической темы) |
Содержание | Данная деятельность является НОД (новое знание) | |||||||||||||
Развитие связной речи | ||||||||||||||||
Используемые технологии и методики |
|
|||||||||||||||
Цель занятия | Создаем условия для реализации следующих речевых задач: | |||||||||||||||
Задачи | образовательные | связная речь:учимся придумывать сказку на заданную тему, описывать внешний вид персонажей, их поступки, переживания; оценивать рассказы друг друга;словарь и грамматика: учимся подбирать однокоренные слова; учимся подбирать синонимы и антонимы; воспитываемчуткость к смысловым оттенкам слова; способствовать усвоению значений многозначных слов;
звуковая культура речи: учимся регулировать силу голоса. |
||||||||||||||
развивающие | Развиваем связную речь, обобщать полученные знания, делать выводы.Развиваем познавательную активность, любознательность, воображение, коммуникативные навыки; расширять кругозор детей.
Обогащаем словарный запас детей, развивать навыки диалогической и монологической речи. |
|||||||||||||||
воспитательные |
Воспитываем у детей потребность в заботе о своей безопасности;чувство дружбы, сплочённости. | |||||||||||||||
Образовательные области | приоритетная | Речевое развитие | ||||||||||||||
в интеграции | Социально-коммуникативное, познавательное развитие | |||||||||||||||
Предпосылки универсальных учебных действий |
||||||||||||||||
Предпосылки личностных УУД: |
Предпосылки регулятивных УУД: |
Предпосылки коммуникативных УУД: |
Предпосылки познавательных УУД: |
|||||||||||||
Формируется познавательный интерес, интерес к изучаемому материалу, усваиваются основные требования к составлению описания и построения сказки, формируется адекватная самооценка, формируются представления о сказках про животных.Умение осознавать свои возможности, умение прийти на помощь. | Действовать по образцу и заданному правилу.Умение работать по инструкции взрослого.
Умение удерживать задачу на протяжении всего времени выполнения задания. |
Реализация потребности ребенка в общении с взрослыми и сверстниками.Предлагать помощь и сотрудничество,
проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных и речевых задач;вести устный диалог в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;слушать собеседника; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;участвовать в совместной деятельности. |
Умение создавать алгоритм действий при решении поставленных задач.Умение оценивать результат деятельности с помощью взрослого.
Сформированность логических операций: сравнение, обобщение. |
|||||||||||||
Методы и приемы, используемые в ОД |
||||||||||||||||
Словесные- Беседа с детьми - Диалог с детьми прирешении проблемной ситуации
-Словесные инструкции педагога при выполнении практических заданий |
Наглядные- схемы-модели
- мягкие игрушки ёжик и зайчик |
Практические- Дидактическая игра «Шишка»
- Практическое задание «Опиши сказочного персонажа», «Сочини сказку» |
Методы повышения эмоциональной активности. |
|||||||||||||
- Физминутка- Мягкие игрушки
- Загадки - Д/И «Шишка» |
||||||||||||||||
Предварительная работа |
С детьми | Чтение произведений художественной литературы:- Русские народные сказки о животных;
- Сказки В.Г. Сутеева - просмотр мультфильмов по сказкам В.Г. Сутеева |
||||||||||||||
С родителями | - Привлечение родителей к оформлению книжного уголка по теме недели «Сказки про животных».- Рекомендации в родительском уголке о теме недели, цели совместной деятельности, играх и упражнениях дома, в свободное время для закрепления лексической темы. | |||||||||||||||
Оборудование: |
мягкие игрушки ёжика, зайца; схемы-модели: внешний вид, действия и повадки; небольшая, интересная и законченная. | |||||||||||||||
Структура занятия. |
||||||||||||||||
Этапы (последовательность)деятельности, цель деятельности педагога |
Содержание занятия, деятельность педагога |
Действия, деятельность детей, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов |
||||||||||||||
1. Введение в ситуацию. |
||||||||||||||||
ПриветствиеСоздание атмосферы психологической комфортности, эмоциональной поддержки ребенка; веры в собственные силы.
Формирование и фиксация «детской» цели; |
Приветствует детей, устанавливает зрительный контакт.Здравствуйте! Я рада вас видеть. Приготовила загадки для вас
Что за зверь лесной Встал, как столбик, под сосной И стоит среди травы,
Сердитый недотрога Живет в глуши лесной, Иголок очень много, А нитки — ни одной. А кто сочинил загадки? А что ещё народ сочинил для нас? Хотите попробовать сочинить сказку сами? Прекрасно! Сегодня мы будем сочинять сказку о зайце и ёжике. Но для этого нужно немного размяться: кое-что вспомнить. |
Здороваются с педагогом.Активно включаются в личностно-значимую для них беседу. | ||||||||||||||
2. Актуализация знаний и умений |
||||||||||||||||
Побуждает детей к активизации необходимых знаний, их анализу, синтезу, обобщению и систематизации, необходимые для построения нового знания. | Почему у ежа много иголок, зачем они ему? Какие еще бывают иголки?
Где живут еж и заяц?
Но мы с вами хотим сочинить сказку, а заяц и ёж персонажи (герои) народных сказок. И сейчас предлагаю задание отдельно для мальчиков и девочек.
Мальчики вспомнят, какой ёжик в сказках, а девочки, какой заяц
Сейчас слушайте внимательно, задание будет трудным. Заяц трусливый. А как сказать про него по-другому? Подберите слова, по смыслу близкие к слову трусливый. (Боязливый, пугливый…)
Смелый еж. Подберите слова, близкие по смыслу к слову смелый.(Храбрый, отважный…)
Похожи ли по смыслу слова: трусливый, боязливый, пугливый? Можно сказать, что заяц трусливый? А что заяц пугливый? Это близкие по смыслу слова, слова-друзья. |
Общение.Взаимодействие со сверстниками и взрослым.
Ответы детей. Способность обобщать. Способность ребенка к совместному общению, высказывание собственных позиций. Проявление инициативы, опираясь на свои знания и умения. Ответы детей. |
||||||||||||||
3. Затруднение в ситуации |
||||||||||||||||
Моделирование ситуации, в которой дети сталкиваются с затруднениемв деятельности | Предлагает детям составить описание ежа и зайца.Описать – значит рассказать, какой еж, его внешний вид, действияи повадки. Я вам опишу одного зверя, а вы догадайтесь, о ком речь: рыжая, бывает серая, длиннохвостая хлопотунья, скачет по деревьям, делает запасы на зиму.
Кого ещё можно описать? А теперь вы попробуйте составить описание ежа и зайца. Предлагаю разделиться на группы: кому хочется рассказать про смелого ёжика – проходит к столу, где сидит ёжик. Кто будет рассказывать про пугливого зайчика – проходит к столу с зайчиком. Итак, одна группа описывают ежа, другая – зайца. Можно составить рассказы-загадки, как я про белку. Заслушиваются ответы детей (2-3 человека). Чьё описание получилось интересней? Почему? |
Взаимодействие со сверстниками и взрослым.Дети повторяют тип речи – описание с опорой на схему.
Способность ребенка к совместному общению. Детям предлагается выбор и проявление инициативы. Высказывание собственных позиций. Детям предоставляется самостоятельность. Построение связного речевого высказывания. Формирование адекватной самооценки. |
||||||||||||||
4. «Открытие» нового знания |
||||||||||||||||
Физминутка «Ёжик»Вовлекает детей в процесс самостоятельного поиска и «открытия» новых знаний, решения вопросов проблемного характера
Использует различные формы организации детских видов деятельности в поиске и «открытии» новых знаний (способов действий) Организует выдвижение предположений. Фиксирует новое знание и способ действия во внешней речи и знаково |
Ёжик топал по тропинке И грибочек нёс на спинке. Ёжик топал не спеша, Тихо листьями шурша. (Ходьба на месте.) А навстречу скачет зайка, Длинноухий попрыгайка. В огороде чьём-то ловко Раздобыл косой морковку. (Прыжки на месте.)Как думаете, теперь мы готовы написать сказку о том, как ежик выручил зайца?Подумайте, что могло случиться с зайцем и как еж смог выручить своего друга.Сказка у нас должна получиться небольшой, интересной и законченной. Сложно? Не волнуйтесь: я буду вам помогать! Как можно начать сказку? (жили-были, однажды летом…) Воспитатель:Однажды летом (а почему это не могло произойти зимой?) заяц нашел большую поляну, где росла … заячья капуста. (Какая?) День был (какой?) солнечный, ясный. Заяц так увлёкся нежной, в, что забыл об опасности. А в это время на поляну из чащи выскочил (кто?Опишите его.) Наш зайчик …., потому что он был …(трусливым, пугливым). Зайчик приготовился к своей … (смерти), но вдруг увидел…(своего друга ежика), который неподалёку собирал…(грибы). Ёжик заметил, что другу грозит опасность, но…(не растерялся), потому что он (какой?). Ёж превратился в …(колючий клубок) и стал колоть волку лапы. Волк взвыл от боли и убежал далеко в лес. Как закончим сказку? (Так смелый ёж спас трусливого зайца). Вам понравилась сказка? Сложно сочинять сказки? А как можно назвать нашу сказку? (Друзья. Как ежик помог зайцу. Случай в лесу). Какое название самое точное? (Как ежик помог зайцу)
Я попрошу вас дома сочинить свою сказку про животных и рассказать нам на следующем занятии. |
Двигательная активность детей.Проявляют активность, ловкость в выполнении задания.
Проявление любознательности. Общение, взаимодействие со сверстниками и взрослым. Ответы детей. Наблюдательность, умение анализировать, обобщать. Проявляют активность, творчество в выполнении задания. Построение связного речевого высказывания. Высказывают предположения, проявляют инициативу, творчество |
||||||||||||||
5. Включение нового знания и способа действия в систему знаний ребёнка |
||||||||||||||||
Использует новое знание (способ действия) совместно с освоенными ранее способами с проговариванием вслух нового знания.Использование нового знания в совместной деятельности..
Проверяет результаты игры.
Помогает формулировать выводы, выбирать правильное решение.
Осуществляет коррекционную и консультационную помощь в процессе выполнения задания.
Проверяет результаты задания.
|
Дидактическая игра «Шишка»Хочу предложить вам поиграть со мной в игру, которая называется «Шишка». Не против?
Пройдёмте со мной на коврик. Садитесь поудобней. Отгадайте загадку. Рыжая, пушистая На сосну взбирается Шишками кидается. Кто это? Закончите предложения: белка бросила в волка…( шишку).На лбу у волка выросла… (шишка). Какие шишки бросала белка?(еловые) Что вскочило у волка на голове?(Шишка) Еловая? Сосновая? Какая? Какое веселое слово «шишка»! Подберите к нему слова, которые рифмуются с ним. (Шишка — мышка, малышка, трусишка). Белка угостила ежа орехами, а он не смог их… (съесть). Еж (он у нас какой?) взял молоток и… расколол орехи. Что еще можноколоть?(дрова) Чем можно уколоться?(Иглой). Почему?(Игла острая, колючая). Про что мы говорим острая? (Про иглу, пилу, вилку) Острый? ( Нож, язык, ум, зрение, слух, нюх) А у кого острый язык? (У тех, кто говорит много колючих слов: резких, обидных) А у кого острый нюх? А у кого острый слух? Острое? Острые? Закончите фразу так, чтобы было складно. Где ты, белочка, гуляла? (Я орешки собирала) Ты кого, ежок, нашел? (Я вам белочку привел) А ежиха в лес пошла… (Спелых ягод принесла) Быстро белочка скакала… (Все орешки растеряла) В стороне стоял грибок… (Еж его найти не смог) |
Проявляют инициативность.
Ответы детей. Построение речевого высказывания. Проявление активности, инициативы. Построение связного речевого высказывания. Ответы детей Способность ребенка к совместному общению. Ответы детей Проявляют инициативность, творчество в выполнении задания. Построение речевого высказывания. Проявление любознательность Ответы детей. Детям предоставляется самостоятельность. |
||||||||||||||
6. Осмысление |
||||||||||||||||
Фиксирует достижения детьми «детской» цели.Создает ситуацию успеха. | Чем сегодня занимались? Что нам помогло сочинить сказку?
Что получилось? Что было сложным? Вы большие молодцы! Думаю, сказка, которую вы сочините дома, очень нам понравится |
Рефлексия.Проговаривание детьми условий, которые позволили достигнуть цели. |
Теплых Елена Анатольевна,
педагог-воспитатель