Конспект занятия по развитию речи в подготовительной логопедической группе (ОНР) «Зима в лесу»

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной логопедической группе (ОНР)

«Зима в лесу»

ЗимаЦель: систематизировать знания детей о зиме и зимних явлениях.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

- уточнить и расширить представление о зиме, её приметах;
- уточнить и активизировать словарь по теме «Зима»: учить отвечать на вопросы, грамматически правильно составлять предложения, подбирать слова-признаки и слова-действия;
- учить образовывать существительные с уменьшительно- ласкательными суффиксами; совершенствовать навыки употребления предложно-падежных конструкций.

Коррекционно-развивающие:

- учить правильно и точно выражать свои мысли;
- развивать зрительное и слуховое внимание, мышление; артикуляционную моторику, координацию речи с движением; мимическую мускулатуру;
- развивать речевое дыхание, диапазон голоса;
- развивать фонематический слух;
- учить использовать предлоги, обозначающие пространственное расположение предметов.

Коррекционно-воспитательные:

- формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

Оборудование:

Ноутбук, презентация, проектор, экран, ватные шарики, искусственные ёлки, бумажные шарики с картинками, аудиозапись голосов птиц.

Ход занятия

Приветствие

Логопед с детьми становятся в круг и хором произносят:

Здравствуй солнце золотое.
Здравствуй небо голубое.
Здравствуй вольный ветерок.
Здравствуй беленький снежок.

Логопед:

Здравствуйте детишки, девчонки и мальчишки.
Здравствуйте гости дорогие!

Организационный момент

Логопед: Намело, навьюжело,
Все деревья в кружеве:
Снег на соснах, на кустах,
В белых шубках ели.
И запутались в ветвях
Буйные метели (Н. Гончаров)

Ребята, о каком времени года говорится в этом стихотворении?

Дети: О зиме.

Логопед: Верно, о зиме!

Если зимой холод, то это какая зима?
Если зимой снежно, то значит зима какая?
А если зимой морозно, то какая зима?
Если часто гуляет вьюга, то зима какая?
А если зима наступила рано, то какая зима?
Если зима наступила поздно, то зима какая?

Дети подбирают прилагательные.

Логопед: Зима удивительно красивое время года! И я предлагаю поехать на прогулку в зимний лес. Но сначала давайте оденемся потеплей.

Пальчиковая гимнастика с элементами кинезиологии

Пришла зима, Трём ладошки друг о друга.
Принесла мороз. Пальцами массируем плечи.
Пришла зима, Трём ладошки друг о друга.
Замерзает нос. Ладошкой массируем кончик носа.
Снег, Плавные движения ладонями.
Сугробы, Кулачки стучат по коленям попеременно.
Гололёд. Ладони двигаются по коленям разнонаправленно.
Все на улицу – вперёд! Одна рука на колене лежит ладонью, вторая рука сжата в кулак. Попеременно меняем.
Тёплые штаны наденем, Ладонями проводим по ногам.
Шапку, шубу, валенки. Ладонями проводим по голове, по рукам, топаем ногами.
Руки в варежках согреем Круговые движения ладонями одной руки вокруг другой ладони.
И завяжем шарфики. Ладони прикладываем к основанию шеи.
Зимние месяцы называй! Ладони стучат по коленям.
Декабрь, январь, февраль. Кулак, ребро, ладонь.

Логопед: Вот мы и готовы. Давайте поедем за город в лес на поезде.

Ритмическое упражнение под музыку «едет поезд».

Динамическое упражнение «Дети по лесу гуляли» (Презентация).

Логопед: Вот мы и приехали. Какая красота вокруг!

Дети по лесу гуляли, за природой наблюдали. Ходьба друг за другом. Слайд леса зимой.
Вот берёзки стоят, на ребят они глядят. Ходьба на носках, руки вверх. Слайд берёзового леса зимой.
Тут медведь в берлоге спит, очень сильно он храпит. Ходьба на внешней стороне стопы, руки на поясе. Слайд медведя в берлоге.
Через сугробы мы шагаем, выше ноги поднимаем. Ходьба с высоким подниманием колен. Слайд с сугробами.
Дети в сугробе тропку протоптали. Ходьба приставочным шагом. Слайд с тропинками в лесу.
Мы зимы не боимся, очень быстро пробежимся. Бег в колонне друг за другом. Слайд зимнего леса.
Мы на лыжи дружно встали и быстрее побежали. Имитация ходьбы на лыжах. Слайд лыжников.
По дороге зимней,  гладкой побежали, как лошадки. Бег с высоким подниманием бедра Слайд лошадей.
Вот мы шли, шли, шли и на полянку в лес пришли. Ходьба друг за другом. Слайд леса зимой.

Массаж лица

Логопед: Ох и холодно! Давайте разогреемся и сделаем массаж лица.

Белая метелицаПо дорогам стелется,

Закружилась над землёй,

Затянула небо мглой.

Спиралевидные движения:От середины лба к верхней части ушей.

От носа к средней части ушей.

От середины подбородка к нижней части ушей.

На ветвях развесил инейНочью Дедушка Мороз.

Он сегодня очень сильный-

Щиплет щёки, лоб и нос.

Пощипывающие движения:От середины лба к верхней части ушей.

От носа к средней части ушей.

От середины подбородка к нижней части ушей.

За снежинками снежинкиТихо кружатся, летят.

Укрывает все тропинки

Покрывалом снегопад.

Постукивающие движения:От середины лба к верхней части ушей.

От носа к средней части ушей.

От середины подбородка к нижней части ушей.

Мимическое упражнение « Снежинки» (Совершенствование имитационных движений мимики в соответствии с услышанным).

Дети сидят на коврике и под музыку выполняют соответствующие тексту движения.

Логопед: Представьте, что с неба падают снежинки, а вы ловите их лицом. Снежинка легла на левую щёчку – надуйте её, легла на правую щёку — надуйте её, легла на лоб – поднимите брови, как будто вы удивились чему то, вот снежинка легла на нос – наморщите носик, легла на веки – поморгайте глазами и откройте их.

Снегопад закончился, а мы побеседуем о зимних приметах.

Беседа о зимних явлениях с использованием презентации.

Какие зимние явления в природе вы знаете? Дети смотрят на слайды и отвечают.

Фонопедическое упражнение «Вьюга»

Звучит запись завывания вьюги.

Логопед: Ой, ребята, послушайте, что это? Кажется вьюга приближается к нам. Если вьюга близко, она звучит громко, а если далеко – то тихо.

Дети стоят в кругу.

Логопед: Вьюга приближается.

Дети под звуки вьюги поднимают руки вверх и двигаются к центру круга, сжимая его, при этом громко тянут звук У-у-у-у-у.

Логопед: Вьюга отступает.

Дети под звуки вьюги опускают руки и увеличивая круг, тихо тянут звук У-у-у-у-у.

Подвижная игра «Снежинки, ветры и мороз»

Логопед: Я буду «морозом», мальчики «ветрами», а девочки «снежинками».

Когда я говорю: «Ветры дуют легко » — « ветры» сидя на коврике выдыхают на ладони, приставленные ко рту «Фффф…уууу», а «снежинки» на носочках бегают по залу. Когда я говорю: « Ветры дуют сильно» — « ветры» приставляют ладони ко рту и дуют на них со звуком ш-ш-ш-ш-ш (губы трубочкой), как будто сдувают снежинки. «Снежинки» становятся на носочки, руки поднимают вверх и начинают медленно кружиться. Когда я говорю: «мороз»- «снежинки» произносят: «Ах» приседают, обхватывают колени руками и опускают голову.

Игра повторяется, но дети меняются ролями.

Беседа о зимующих птицах и животных с использованием презентации и записи пения птиц.

Логопед: Ребята, как называют животных живущих в лесу? Как они подготовились к зиме и, что помогает им выжить в суровом зимнем лесу?

Дети отвечают полными ответами.

Звучит запись голосов зимующих птиц, а дети их угадывают.

Как одним словом называются перечисленные птицы? Почему?

Темпо – ритмическое упражнение: «Снежок другу передай»

Логопед: Ребята, давайте слепим снежки (Дети повторяют движения за логопедом).

Раз, два, три, четыре,
Мы с тобой снежок слепили.
Круглый, крепкий, очень гладкий
И совсем, совсем не сладкий.

Дети берут снежки из корзины, садятся в кружок, и напевая:

«Ты снежочек другу передай, ты снежочек другу передай, ты снежочек, ты снежочек, другу, другу передай ….»

Одной рукой передают свой снежок соседу справа, а другой рукой берут снежок соседа слева.

Игра «А что вчера?» (образование глаголов в прошедшем времени).

Логопед: Ребята, я очень много знаю о снеге и о том, что с ним может происходить. Я буду рассказывать, что происходит со снегом сейчас, а вы мне будете отвечать так, как будто это было вчера.

Логопед: Снежок волшебный будет в руки к вам скакать и вопросы задавать.

Сегодня снег блестит, а вчера снег блестел.
Сегодня снег падает, а вчера падал.
Сегодня снег сверкает, а вчера сверкал.
Сегодня снег тает, а вчера таял.
Сегодня снег хрустит, а вчера хрустел.
Сегодня снег идёт, а вчера шёл.

Дети стоят в кругу и передают снежок. Ребёнок у которого оказался снежок отвечает.

Подбор прилагательных к слову «снежинка».

Логопед: А какие бывают снежинки? (белые, пушистые, блестящие, ажурные, красивые, лёгкие, холодные, колючие, мокрые, узорные….)

Дети передают снежок по кругу, у кого в руках снежок тот и называет признак.

Игра «Назови слово ласково»

Логопед: Ребята, а как ласково можно назвать зиму? Правильно, зимушка!

Давайте поиграем в ласковые зимние слова. Назовите ласково: мороз, лёд, снег, сосулька, сугроб, санки, ветер, холод, горка, снежинка, снеговик….

Игра «Закрутим снежный ком»

(ориентация в пространстве, употребление предлогов).

Логопед: снежинок так много, что из них можно скатать снежный ком. Давайте возьмёмся за руки.

Дети под музыку двигаются за логопедом, закручиваются «спиралькой», образуя «снежный ком».

Логопед спрашивает детей: — Алина, между кем ты стоишь? Руслан, кто стоит справа от тебя? Тима, кто стоит за тобой? И т.д.

Составление рассказа о зиме с использованием приёмов мнемотехники (развитие умения составлять сюжетный рассказ с опорой на наглядность).

Логопед: дети, посмотрите, на ёлочке висят снежные шарики, а на них рисунки, это Зима хочет что то рассказать нашим гостям. Возьмите шарики и объясните, что там нарисовано.

Дети берут шарики с рисунками и составляют предложения.

1. Зимой всё вокруг покрыто снегом.
2. Солнце зимой светит, но не греет.
3. Небо зимой серое и низкое.
4. Зимой дует сильный, холодный ветер.
5. Реки и озёра покрыты льдом.
6. Все деревья стоят голые, только ёлочки зелёные.
7. На окнах мороз рисует зимние узоры.
8. Медведь и ёжик зимой спят, у зайчика шубка становится белая, а у белочки серая.
9. Зимой все люди носят тёплую одежду, потому что на улице очень холодно.
10. Зимой приходит самый весёлый праздник – Новый год. Все люди украшают ёлки, а Дедушка Мороз дарит всем подарки.
11. Зимой много развлечений. Можно кататься на санках, на коньках и на лыжах.
12. Ещё зимой можно слепить снеговика или поиграть в снежки.

Завершение путешествия

Логопед: Ребята, мне очень понравилось гулять с вами по зимнему лесу. А вам понравилось наше путешествие?

Ответы детей.

Но уже пора возвращаться обратно в детский сад. Давайте помашем лесу рукой и скажем :

До свиданья, зимний лес!
Было много здесь чудес!
Возвращаемся домой,
Ещё встретимся с тобой!

Массаж спины «Паровоз»

Дети становятся друг за другом:

Едет, едет паровоз, деток в садик он повёз.
Дети кулачками слегка поколачивают спинку впереди стоящего.
Паровоз кричит: «Ду-ду! Я иду. Иду, иду».
Дети похлопывают ладошками по спине впереди стоящего.
А вагоны стучат, а вагоны говорят: « Так – так – так! Так – так –так!»

Рефлексия

Логопед: Вот мы и в родном садике! Ребята, я захватила с собой волшебный снежок. Давайте мы будем передавать его друг другу и говорить, что вам понравилось на прогулке в волшебном лесу.

Подготовила
учитель-логопед
Кабалоева В.В.

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (1 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Конспекты логопедических занятий Метки: 

Сейчас читают:

Конспект открытого занятия по автоматизации звука [Л] Конспект открытого занятия по автоматизации звука [Л]
Интегрированная образовательная деятельность «Зимующие птицы» Интегрированная образовательная деятельность «Зимующие птицы»
Животные жарких стран — конспект занятия по развитию речи для детей с ОНР Животные жарких стран — конспект занятия по развитию речи для детей с ОНР
Конспект фронтального логопедического занятия в подготовительной группе по теме:  «Осень. Лес. Грибы» Конспект фронтального логопедического занятия в подготовительной группе по теме: «Осень. Лес. Грибы»

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.