На первом этапе логопедической работы над вопросительными предложением логопед рассказывает детям о том, что существует два вида вопросительных предложений: предложения с вопросительным словом и без вопросительного слова. Также сообщается, что когда человек о чем-либо спрашивает, он повышает голос в конце фразы. Это является главной особенностью мелодики вопросительного предложения.
Кроме того, дошкольники должны усвоить, что в вопросительном предложении голос резко повышается на слове, которое несет логическое или фразовое ударение.
Все эти объяснения необходимо подкрепить визуально — поднятием вверх руки в конце фразы, и графически — выкладыванием на демонстрационную доску (фланелеграф) сигнальной карточки — вопросительного знака.
Логопед рассказывает детям, что когда мы пишем вопросительное предложение, в конце ставим вопросительный знак.
Далее логопед знакомит дошкольников с мелодикой вопросительного предожения (с вопросительным словом). Знакомство проводится в игровой форме: дети отправляются в сказочное путешествие в страну Почемучек. Все жители этой страны очень любят задавать вопросы. У каждого жителя страны Почемучек есть свое имя: Что? Когда? Где? Откуда? Как? Почему? (на фланелеграф выставляются фигурки гномиков-Почемучек).
Разные вопросы задаю я всегда:
Что? Где? Откуда? Как? Почему? и Когда?
Чтобы подружиться с Почемучками, надо научиться правильно задавать вопросы и уметь определять, когда их задают другие.
Логопед дает образец вопросительных предложений, сопровождая повышение интонации соответствующим жестом руки вверх.
Затем детям предлагается самим придумать вопросы с этими вопросительными словами.
Далее предлагается поиграть в игру «Слушай, не зевай, и вопрос не пропускай!» Логопед читает предложения с различными интонациями, а дети поднимают сигнальные карточки с вопросительным знаком, когда услышат вопросительное предложение.
Условия игры могут усложняться: место вопросительного слова может быть произвольным (не только в начале фразы, но и в середине, и в конце).
После отработки умения определять вопросительную интонацию в простых предложениях, переходят к более сложному материалу — стихотворным текстам и простым рассказам. Задания даются аналогичные.
Следующий этап — развитие умения отличать вопросительную интонацию без использования в предложении вопросительного слова. Дошкольникам объясняется, что в предложении, как и в слове, бывает ударение. Переходя на другое слово, ударение может менять значение, смысл предложения. Главное слово в предложении можно легко узнать по повышению голоса при его произнесении (логопед приводит пример).
Затем дети учатся выделять вопросительные предложения без вопросительного слова в ряду простых предложений и сравнивают вопросительные и повествовательные предложения. Главная цель логопедической работы над вопросительным предложением — развитие слухового внимания, формирование умения определять вопросительную интонацию и научиться различать между собой предложения разных интонационных типов.
Учитель-логопед
Семенова Елена Генриховна,
г. Москва