Индивидуальное логопедическое занятие по постановке и автоматизации звука «Р» у детей.
Цель:
- Подготовка артикуляционного аппарата к постановке звука «Р».
- Выработка правильного положения языка в ротовой полости ребёнка.
- Закрепление полученных навыков.
- Постановка непосредственно звука «Р».
- Автоматизация звука в слогах, словах, предложениях, речи.
Ход занятия
1. Подготовительный этап постановки.
Подготовительный этап предназначен для активации артикуляционных и мимических мышц, устранению гипо или гипертонуса. Работать над постановкой такого сложного звука необходимо после того, как большинство звуков в речи уже поставлены.
2. Логопедический массаж.
Логопедический массаж должен выполняться квалифицированным специалистом.
Виды массажных движений зависят от степени нарушений. При повышенном тонусе мышц массаж направлен на расслабление, а при пониженном на активизацию артикуляционного аппарата.
3. Артикуляционная гимнастика.
Если у ребёнка короткая подъязычная связка (уздечка), то можно попробовать её растянуть.
Подъязычная уздечка — это перепонка, которая соединяет ткани дна ротовой полости и язык.
В норме её длина составляет 1.5 см. В 5 лет у ребёнка она может быть 8 мм. Даже если уздечка короче 8 мм, то лучше её растягивать, чем оперировать. В пользу этого говорит то, что после операции на уздечке останется рубец, который также будет сокращать её подвижность. В случае сильно укороченной подъязычной связки необходимо обратиться к ортодонту.
Все упражнения должны выполняться медленно и плавно.
«Маляр»
Ребёнку необходимо улыбнуться и широко открыть рот. Широким кончиком языка провести несколько раз по твёрдому нёбу от верхних резцов в сторону горла, нёбного язычка. Нижняя челюсть при этом остаётся неподвижной.
Инструкция: «Давай с тобою красить забор (рисуете ребёнку в тетради забор). Сделаем упражнение несколько раз и закрасим одну «заборину». Сначала посмотри, как сделаю я, а потом будем делать вместе».
Показываете ребёнку правильное выполнение упражнения и только после этого выполняете задание вместе с ним.
«Лошадка»
Попросить ребёнка улыбнуться, широко открыть рот и пощёлкать язычком. Нижняя челюсть при этом остаётся неподвижной. Кончик языка широкий и расслабленный.
Инструкция: «Ты видел(а) когда-нибудь лошадку? Когда она бежит, то цокает копытцами.
Давай и мы поцокаем язычком также как она».
«Грибок»
Попросить ребёнка улыбнуться, широко открыть рот и присосать язык к твёрдому нёбу. Кончик зыка не должен подворачиваться.
Если ребёнок не понимает, где находится твёрдое нёбо и не может повторить упражнение за Вами, то следует попросить его вытянуть указательный палец вперёд, затем широко открыть рот и провести указательным пальцем ребёнка по его твёрдому нёбу. При этом следует объяснить малышу, что именно сюда должен «прилипнуть» язычок.
«Гармошка»
Положение языка такое же, как и в упражнении «Грибок», губы находятся в улыбке. Язык не отрывается от твёрдого нёба. Нижняя челюсть открывается и закрывается.
«Барабан»
Попросить ребёнка улыбнуться, слегка приоткрыть рот. Многократно и отчётливо произносить звук «Д-Д-Д-Д…Д». При выполнении этого упражнения следите за тем, чтобы ребёнок не закрывал рот, а язык упирался в верхние зубы. Если у малыша не получается сразу произнести звук «Д», то можно заменить его звуком «Т», а через какое-то количество повторений попросить добавить голос.
Если, при выполнении этого задания, язык остаётся в нижнем положении, то необходимо попросить ребёнка закусить обычный карандаш, при этом продолжая произносить звук «Т» или «Д». В зависимости от возможностей ученика.
Инструкция: «Ты слышал(а) как стучат в барабан? Давай постучим ручками по столу и произнесём вместе: «Д-Д-Д-Д…Д». А теперь давай посмотрим, кто быстрее произнесёт этот звук я или ты?»
«Вкусное варенье»
Широким кончиком языка стараться дотянуться до носа, а затем опустить его до верхней губы. Следить, чтобы ребенок не закусывал язык, а нижняя челюсть оставалась неподвижной.
Инструкция: «Ты когда-нибудь ел(а) варенье? Какое варенье твоё любимое? (ребёнок называет или Вы ему подсказываете). Давай и мы сейчас представим, что на нашей верхней губе осталось вкусное варенье и как бы слижем его».
«Умоемся»
Попросить ребёнка открыть рот и облизывать сначала верхнюю, а после нижнюю губу по кругу.
Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижной.
Инструкция: «Давай оближем губки от какой-нибудь вкусной еды (ребёнок называет, что он любит есть). Будем облизывать губки сначала по часовой стрелке, а потом против часовой. Повторяй за мной».
«Чашечка»
Попросить ребёнка широко открыть рот. Передние и боковые края широкого языка высоко подняты, но не касаются зубов.
«Качели»
Попросить ребёнка открыть рот. Напряжённый кончик языка тянуть сначала к носу, а затем к подбородку. Следите, чтобы ребёнок не подворачивал нижнюю губу, нижняя челюсть остаётся неподвижной.
4. Постановка звука «Р».
Есть много разных способов постановки этого звука. Каждый может выбирать наиболее удобный. Я ставлю детям звук «Р» от звука «Д-Д-Д-Д…Д» (см. упражнение «Барабан»).
Кладём ребёнка к себе на колени. В положении лёжа язык занимает необходимое место в ротовой полости. Далее берём обычный фломастер, протираем его влажной салфеткой и просим ребёнка закусить боковыми зубами край фломастера и чётко, быстро произносить звук «Д-Д-Д-Д-Дддддд».
После необходимо взять ручку с гладким концом или можно работать обратным концом зубной щётки ребёнка. Подносим гладкий край зубной щётки к кончику языка и выполняем быстрые колебательные движения из стороны в сторону. Язык при этом у ребёнка поднят к альвеоллам. Если мышцы языка достаточно разработаны, то в результате такого упражнения должен получиться рокочущий звук по типу «тр-трь».
5. Автоматизация звука «Р».
Ребёнок вместе с логопедом проговаривает обратные слоги и предложения, а после закрашивает одну картинку. Те картинки, которые не были закрашены на уроке, закрашиваются ребенком дома, после проговаривания предложений.

![]() |
Михайлова З.А., учитель-логопед |